Блокада Ленинграда и бои за него не только губили людей и калечили творения выдающихся зодчих. Эти страшные годы оставили неизлечимые шрамы в искусстве. Художники продолжали творить и в осажденном городе, и делились своими эмоциями после полного освобождения. Эти документы, которые иной раз достовернее рассказывают о войне, чем кинохроника, представили в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
Переживших блокаду произведений достаточно, чего не скажешь о самих творцах. Автор похожего на крепость Казанского собора Владимир Судаков оказался в числе тех, кому повезло. А Николай Лапшин скончался от голода. Его наследие спасли коллеги по цеху.
Работам же Владимира Гринберга не дала погибнуть вовремя вернувшаяся из эвакуации вдова. Она приехала как раз в тот момент, когда в квартиру вселились другие люди. Если бы не Вера Евгеньевна, лицезреть произведения Гринберга не было бы никакой возможности.
Одним из главных символов несломленного духа стал Вячеслав Пакулин. На выставке в Русском его блокадные этюды занимают почти целый зал. Неунывающий живописец предпочитал творить на пленэре и не боялся ни холода, ни воздушных тревог.
В пейзаже с Казанским собором особо примечателен памятник Кутузову. В отличие от других уличных скульптур, закопанных в землю, фельдмаршал оставался на месте и воодушевлял горожан.
Художник регулярно появлялся в центре города с большим мольбертом, холстами на санках, в теплой шубе, позаимствованной у жены. Часами стоял под бомбежками, сопротивляясь хаосу и ужасу, своим примером вдохновляя очень многих людей.