После праздников москвичи сдали на утилизацию уже почти 50 тысяч елок, акция по их сбору и переработке продолжается. Еще несколько лет назад остовы новогодних красавиц становились неотъемлемой частью пейзажа городских дворов, а потом пополняли и без того огромные мусорные полигоны. Правильно утилизировать рождественские деревья пытаются по всему миру.
После новогодних праздников выброшенные елки можно встретить едва ли не в каждом городе. Так нерадивые предприниматели избавляются от нераспроданного зеленого товара. Сегодня это уже приобрело масштабы настоящего экологического бедствия.
Владимир Сидоров, руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны природы: «Достаточно взрослые, хорошие деревья, которые могли расти прекрасно пополнять зеленые легкие нашей страны. Но вот такая печальная судьба их постигла. К сожалению, в законодательстве нет статьи, в которой прописано наказание для людей, которые вот так перестраховались на Новый год».
Большинство использованных по назначению елок свой жизненный цикл заканчивают у мусорных баков в качестве сомнительного украшения дворов. В последние годы все больше россиян предпочитают наряжать на Новый год дома искусственные елки, как говорится, символ праздника многоразового использования.
Поклонники классики традиционно в середине января сталкиваются со сложным выбором: просто выбросить елку на помойку или сдать на переработку. Для людей с повышенной социальной ответственностью во многих городах сейчас открывают специализированные пункты по приему хвойных деревьев.
Анастасия с выбором определилась еще несколько лет назад, после рождения дочери. Заботясь о будущих поколениях, она не ленится привозить елки на переработку за несколько километров.
Анастасия: «Совсем не хлопотно. Довезли. Это и приятно, и ребенок приучается бережно относиться, привыкает, что такие вещи не нужно выбрасывать».
В Челябинске в пунктах сдачи вторсырья елочной игрушке негде упасть. Принимают и целые деревья, и даже ветки. Люди здесь живут, может, и суровые, но сердобольные и ответственные.
Наталья Степанова: «Не хочется создавать лишний мусор, раньше просто не было такой возможности
Все началось в 2016 году с одного пункта сбора, открытого в Битцевском лесу. Сейчас в Москве и области их уже почти 800.
Вера Струкова, заместитель руководителя ГПБУ «Мосприрода»: «Основная задача для нас — это формирование культуры осознанного потребления у горожан. Нужно формировать привычку разделять отходы. Если ели будут просто выброшены на полигоны, где отсутствуют условия для естественного разложения, позитивного эффекта не будет».
На спецпредприятиях елки перерабатывают в промышленных масштабах. Их дробят на щепу, которая затем пойдет на отсыпку дорожек в заповедниках или мульчирование почвы в садоводствах. Настоящий елочный круговорот в природе.
Игорь Грицкий, руководитель комплекса: «За 3 года действия этой акции переработаны свыше 90 тысяч елок. Это примерно сопоставимо с 25 гектарами леса».
Из елочной щепы делают ДСП для производства мебели и ламината. Измельчают, сушат, прессуют, даже отходы от отходов идут в дело. С древесины буквально пылинки сдувают.
Андрей Пронин, мастер фабрики: «Пыль сжигается, получается тепловая энергия, которую мы используем в сушилке для сушки стружки. Крупные измельчаются и снова возвращаются в техпроцесс».
Другими словами, ель — ценнейшее вторсырье. Елки — это не только ценная древесина, но и
Алиса Жавнис, экскурсовод Московского зоопарка: «Например, винторогие козлы, дагестанские туры, голубые бараны, альпаки едят. Они пробуют на вкус. Это полезно, хвоя содержит много витамина С, кератина, аминокислот. Полезное лакомство получается».
Пункты сбора елок по всей стране будут работать до конца февраля. По заявкам самых терпеливых, предпочитающих выносить елку под звон весенней капели, сроки могут продлить до середины марта.