Репортер «Итогов недели» пытался понять, почему в тяжелые времена активизируются люди, ищущие виноватых чужаков. После чего начинаются волны антисемитизма, расизма и ксенофобии.
В это почти невозможно было поверить, что сначала мощный взрыв в комплексе правительственных зданий в норвежской столице, а потом бойня на островке Утойя и в общей сложности 77 погибших — дело рук одного единственного человека. Прибрежные скалы, усеянные телами убитых; люди, спасающиеся с острова вплавь; и Андерс Брейвик, позирующий с карабином, — картинки, которые это поколение норвежцев никогда не забудет.
Спустя десять с лишним лет Брейвик снова в зале суда, и снова вскидывает руку в нацистском приветствии. Он получил максимальный возможный по норвежским законам срок — 21 год заключения, и, отсидев 10 лет, имеет право на повторное рассмотрение и прошение о досрочном освобождении. В его раскаяние не верит никто. Большинство видят лишь спектакль и попытки снова оказаться в центре внимания.
Несмотря на очень приличные условия заключения, он периодически жалуется на
Покупая оружие, Брейвик в заявке указал «охоту на оленей». Хотя, как он признался позже, очень хотелось написать правду — «казнь культурных марксистов и мультикультуралистских предателей». Сам же объемный манифест Брейвика, его выступление и даже письма, изданные отдельной книгой, тут же бросились изучать не только криминалисты и психиатры, но и социологи, политики, философы. Некоторые из них всерьез рассуждали о Брейвике как об идеологе и мыслителе. Получается, что хотя бы отчасти норвежец своего добился. Избрав мишенями и убив несколько десятков практически случайных людей, он достиг и политических целей. Метко поразив слабые места идеальных представлений о европейском обществе.
Манифест Брейвика назывался «Декларация независимости Европы 2083». Дата — отсылка к битве под Веной в 1683 году, когда было остановлена экспансия Османской империи на европейском континенте. «Вена 1683» — одна из многих надписей на боеприпасах и оружии, из которого стрелял Брентон Таррант в мечетях в Новой Зеландии. Таррант тоже тщательно готовился. Запасся огромным количеством оружия. Отстреляв магазин, он просто бросил винтовку на пол и достал другую. Он все транслировал напрямую в Интернет с камеры, закрепленной на голове.
Когда Тарранта наконец задержали, то выяснилось, что был и манифест, в котором он выражал симпатию Брейвику и тоже писал о геноциде белых. И было несколько поездок по миру с посещением мест великих битв крестоносцев с армиями исламских государств.
Скотт Беннет, политолог: «В сущности это то, что и теперь продолжает делать Запад — крестовые походы на Восток.
В январе 2017 года, в разгар миграционного кризиса в Европе, молодой канадец Александр Биссоннетт как раз посмотрел по телевидению новости о том, что и канадские власти намерены расширить программу предоставления убежища беженцам. После чего поужинал с родителями, поехал в мечеть и застрелил из пистолета шестерых прихожан.
Радикализм проникает повсюду, даже в ряды тех, кто должен обеспечивать безопасность, как это было с выявленными не так давно нацистскими ячейками в германской армии и спецназе. А акции одиночек в последние годы происходят с пугающей регулярностью. Как в Лондоне, когда
Шансов на досрочное освобождение у Брейвика почти нет. Подав апелляцию, он лишь снова напомнил о себе. А заодно и о разрушительной силе идей, которые могут привести к трагедиям даже в самых благополучных и тихих уголках мира.
Алим Юсупов