В состав банд, напавших на Казахстан, входили и иностранные граждане, но не они возглавляли беспорядки. Об этом заявил генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась. Он также подчеркнул, что события, произошедшие в республике, подтвердили, что надо и дальше укреплять коллективную безопасность. Тем временем, республика продолжает восстанавливаться после беспорядков.
У челябинского обувщика Владимира Денисенко в Казахстане 100 магазинов, некоторые из них пострадали в результате погромов. Вместо полок с товарами — обломки, копоть, битое стекло и пустые полки.
Владимир Денисенко, генеральный директор обувной фабрики «Юничел»: «В
Уцелевшие магазины тоже закрыты, так как безналичный расчет не восстановлен, а оставшуюся наличность люди предпочитают тратить на продукты. Потери фабрики составят не меньше 30 млн рублей. «Печальное зрелище», — говорит директор одного из магазина.
Владимир Денисенко, генеральный директор обувной фабрики «Юничел»: «Выломали двери, выломали окна, зашли внутрь, очень много обуви утащили с собой. Затоптали, забросали. Наши люди говорят, что много с южных регионов из сел приехали, бедно одетых, злых».
Замдиректора государственного музея Казахстана вспомнила свою встречу с погромщиками. Величественный дворец музея расположен в десяти минутах ходьбы от акимата — здания администрации Алмааты, которое попытались сжечь одним из первых.
Бибигуль Дандыгараева, заместитель директора Центрального государственного музея Казахстана: «Я сначала не заметила, но позже коллеги сказали, что у тех людей в руках были ножи. Они их то вытаскивали, то прятали. И между собой говорили: „А, может, зарезать их?“. Но мы чудом все остались живы».
Хранительница считает, что ей помогли духи предков и древних воинов, ведь ей действительно удалось уберечь экспонаты от незавидной судьбы. На казахстанских сайтах сейчас широко развернулась торговля подержанными вещами: обувь, золотые часы, одежда именитых марок. Продают недорого, а главное — срочно, очевидно, что это краденое.