Сегодня исполняется ровно 150 лет со дня рождения знаменитого русского композитора Александра Скрябина. Современники называли его философом музыки. Именно он создал особую систему, по которой каждому звуку соответствует определенный цвет, и даже разработал первый аппарат светомузыки. В последние годы жизни Скрябин пытался соединить в одном произведении все виды искусства музыку, танец, архитектуру, живопись, но так и не успел осуществить задуманное.
Соединение света и музыки мы видим везде — на дискотеках, в танцующих фонтанах, на
Кто знает, во что бы эта идея превратилась, если бы Скрябин не ушел из жизни так рано. Концерты со световым сопровождением он успел дать только в домашних условиях. За роялем — сам маэстро, исполняющий своего «Прометея», за цветосветовым аппаратом, который изобрел композитор, — его супруга Татьяна Фёдоровна. Зрители источника света не видели, до них доходили только оттенки.
Владимир Попков, заведующий отделом научной работы Музея Скрябина: «Фа диез для Скрябина был насыщенным синим, ближе к фиолетовому, с точки зрения философии он отвечал за сферу духа, космоса, разума, то есть нематериальное начало, а до — красный, это противоречивая ему материя, дух „Прометея“ спускается к материи и выходящей из этого философии».
Широкая публика
Произведение «Мистерия» было призвано соединить музыку и все искусства, тем самым заставить ощутить всеобщее человеческое братство. Но мы так полноценно и не увидели, во что превратилась бы идея композитора, а попытки домыслить за маэстро после его смерти вряд ли были похожи на подлинную идею автора.
Владимир Попков: «Его последними словами было, когда он понял, что уже смерть: неужели это смерть, это катастрофа. Главное произведение его жизни осталось неосуществленным».
Композитора Александра Скрябина называют пророком, философом, поэтом.
Скрябин стал новатором в искусстве. В доме, где жил композитор со своей семьей, все остается на своих местах — легендарные рояли, мебель, преимущественно оранжевый цвет как символ огня и фрак, в котором он дал последний концерт в Петербурге. Приехав в Москву, музыкант почувствовал недомогание, воспаление на губе привело к заражению крови,
Особняк в центре Москвы мог стать чем угодно — доходным домом, общежитием. Когда возникла такая угроза, в дело вмешался революционер Анатолий Луначарский. Благодаря ему и вдове Скрябина Татьяне Фёдоровне здесь и по сей день музей композитора.