Единый реестр льготников, имеющих право на получение квартиры от государства, будет создан в России. Сейчас только приблизительно можно оценить, сколько россиян стоят в очереди. Сироты, семьи с ребенком-инвалидом , жители аварийных домов, силовики на жилье могут претендовать два десятка категорий граждан. Списки часто дублируются, очереди перемешаны, что делает еще более запутанной и без того не слишком прозрачную систему предоставления жилья.
Джамиля Иниева уже 9 лет стоит в очереди на жилье как сирота. За это время она родила троих детей, сейчас воспитывает их одна и вынуждена снимать квартиру. По словам Джамили, ее несколько раз отбрасывали в конец списка очередников. Она обратилась в суд. Администрацию города Махачкалы обязали выдать ей квартиру вне очереди до 1 февраля этого года, но решение суда до сих не исполнено.
Джамиля Иниева: «Сперва они говорили, что бюджет не дали, потом начали ссылаться, деньги есть, но квартир нет».
На сегодня, по разным оценкам, в России претендуют на получение льготного жилья более 2,5 миллионов граждан, но это не точно, поскольку существует несколько очередей на федеральном и местных уровнях. Нередко одни и те же семьи проходят сразу по двум, а то и трем спискам, то есть дублируются, поэтому у государства нет даже представления, сколько необходимо денег на решение квартирного вопроса всех льготников. Люди ждут очереди по 20 и более лет. Чтобы ускорить процесс, в Минстрое решили объединить все списки в единый цифровой реестр.
Создание общей цифровой очереди — это первый этап, но очень важный, как подготовка котлована при строительстве дома. С помощью единого реестра можно будет, наконец, понять, сколько всего семей в России стоят в очереди на жилье.
Юрий Гордеев, заместитель министра строительства и
Единая цифровая база будет доступной как для тех, кто ставит в очередь на жилье, так и для самих льготников. Это позволит сделать систему выделения жилья более прозрачной. Сейчас, судя по результатам прокурорских проверок, самыми нуждающимися в жилье порой оказываются те, кто эти квартиры распределяет, или их родственники. В Самаре возбудили сразу несколько уголовных дел против чиновников департамента управления имуществом.
Юлия Никитина, старший помощник прокурора г. Самары: «Прокуратурой выявлены многочисленные факты нарушений предоставления жилых помещений работникам департамента и их родственникам».
При этом тех, кто действительно нуждается в жилье, власти на местах нередко под разными предлогами отодвигают в конец очереди или вообще выкидывают из нее. Надежда Кузичева из Орска — мать четверых детей, в том числе девочки с тяжелыми пороками развития. Семья 8 лет стояла в очереди на жилье сразу по нескольким основаниям. В этом году Надежда не выдержала и обратилась в прокуратуру.
Надежда Кузичева, жительница г. Орска: «Мне приходит письмо с жилищного отдела о том, что я просто снята с учета
Свою очередь Надежде пришлось восстанавливать в суде. Елена Пушникова из Вологды сейчас тоже пытается отстоять свои права в судах разной инстанции, но пока безрезультатно. Местные власти предоставили ей однокомнатную квартиру взамен аварийного жилья, но позже потребовали доплаты полмиллиона рублей. У многодетной
Елена Пушникова, жительница г. Вологды: «Я не знаю, куда обращаться за помощью? Как здесь жить?»
То есть семье, где трое детей, предлагают встречать Новый год в доме, в котором нет ни окон, ни дверей, ни воды, ни отопления. Причем чиновники настаивают, что Пушниковы должны немедленно освободить выделенную им благоустроенную квартиру и прописаться по старому адресу.
С появлением персонифицированного единого списка очередников у чиновников будет куда меньше возможностей для манипуляций с квартирами. Люди сами смогут отслеживать продвижение их очереди. Минстрой тем временем рассчитывает до 2030 года обеспечить жильем всех льготников, которые уже подали заявки.