В Европейский суд по правам человека жители эстонского города Кейла обратились с жалобой на местные власти, закрывающие русские школы. Есть ли шанс отстоять права на родной язык? Что на самом деле стоит за закрытием русскоязычных школ экономика или политика?
Единственная в городе Кейла русская школа стала предметом разбирательства в Европейском суде по правам человека. Несколько лет назад городские власти перевели ее на эстонский формат обучения, вызвав бурю негодования у русских родителей. Они такое отношение к себе и своим детям называют не иначе как «языковым наказанием по национальному принципу».
Оксана Пост, жительница города Кейла: «Сначала нам пытались внушить, что дело в экономии, наши ученики обходятся сильно дорого городу. Вопрос был на 1500 евро в месяц. Но потом мы своими аргументами их аргументы перебили, нам заявили, что это политическое решение, и все, что мы говорим, не имеет смысла».
Обучение на эстонском не имеет смысла, уверяют родители, потому что язык к выпускному классу, дети, может, и выучат, но математику или химию вряд ли. Также вряд ли смогут поступить в институт, стать образованными людьми.
Евгений Петров, посол РФ в Эстонии: «В стране, где 28% населения — это наши соотечественники, дети или внуки которых имеют право учиться в школе на своем родном языке. Есть резолюции целого ряда международных организаций, которые призывают Эстонию учитывать это обстоятельство».
Пока Эстония добросовестно соблюдает только санкции, установленные Западом в отношении России. Требования международных правозащитных организаций относительно русских школ не выполняются вовсе.
В соседней Латвии схожая ситуация. Минувшей весной русские родители засыпали ЕСПЧ жалобами на школьную реформу, в результате которой русский практически исчез из образовательной программы. Официальную Ригу обязали разъяснить ситуацию до конца лета и потом уже решать, как быть дальше с русскими школами. Но пока дело стоит на месте. По всей видимости, в Страсбурге до сих пор не могут осмыслить ответ чиновников латвийского Минобразования.
Мирослав Митрофанов, лидер «Русского союза Латвии»: «Они приводят из практики ЕСПЧ дело, в котором суд встал на сторону государства и сказал, что родители зря жалуются на то, что применяются телесные наказания, потому что они являются частью системы обучения. С точки зрения латвийского государства, телесные наказания приравниваются или сравниваются с обучением на государственном языке».
Почему для русских школьников уроки должны быть равноценны порке розгами, в Риге и Таллине не рассказывают. Сами родители считают такое отношение к детям несовместимым с европейскими ценностями, о которых любят так громко заявлять прибалтийские политики .
Страны Балтии обрели независимость 30 лет назад. Практически все эти годы здесь ведется борьба за русский язык, за русскую школу. Сейчас эта борьба близка к финальной точке. Решение Европейского суда по правам человека будет последним в череде родительских судебных исков. Если и в Страсбурге не получится найти справедливость, есть еще запасные варианты — курсы в Интернете и отработанная методика дистанционного обучения в российских школах.