Несколько десятков новых пандусов установили в Махачкале после рейдов, которые проводит девушка на коляске. Сабрина Алиева лично проверяет, насколько приспособлены тротуары, лестницы, входные площадки для людей с ограниченными возможностями и добивается устранения недостатков.
Каждый ее выезд из дома превращается в испытание на выносливость. Проезд по городским тротуарам для колясочника становится настоящей полосой препятствий с ямами, битой плиткой и пандусами категории «экстрим».
Сабрина Алиева — общественный активист и руководитель проекта «Монитор доступной среды». По словам девушки, она борется с цинизмом чиновников и халатностью строителей. Только с начала этого года приняты к производству 26 судебных исков. Среди нарушителей есть региональные министерства, ведомства и даже судебные органы.
Сабрина Алиева, руководитель проекта «Монитор доступной среды»: «Когда ты ходишь на эти процессы, там говорят: ну, вам помогут, ну, вас поднимут, у нас народ такой, не оставят в беде. А ты пытаешься донести этим людям, что мы не хотим, чтобы нам помогали, мы хотим самостоятельно подняться, цель — подняться самостоятельно, беспрепятственно».
Раз в месяц Сабрина объезжает учреждения, чтобы на себе проверить качество доступной среды. Загадочная бетонная ступень у входа в здание, по версии чиновников городской администрации, — это и есть пандус. Причем площадка, судя по предоставленным документам,
Руслан Алибегов, заместитель главы администрации Ленинского района Махачкалы: «Экспертиза дала положительное заключение, он соответствует всем нормам».
Сабрина Алиева: «Это просто залитый бетоном спуск. Меня смущает ширина пандуса, моя коляска, возможно, поднимется, но у меня даже 50 сантиметров ширины нет, а бывают коляски по 80 сантиметров».
Рукотворный пандус стороны договорились привести в цивилизованный вид. Срок сдачи — конец декабря этого года. А вот сотрудники «Махачкалаводоканала» пошли другим путем. В ответ на решение суда установить пандус и взыскать 9 тысяч рублей компенсации девушку известили о наличии задолженности на те самые 9 тысяч рублей. История просочилась в СМИ и соцсети, разразился скандал, а потом активистке дарили цветы, пред ней извинялись и торжественно открывали пандус.
Зияутдин Увайсов, юрист: «В принципе, есть целый ряд чиновников, которые должны этим заниматься. Они эту работу саботируют, не хотят выполнять. Есть прокуратура, Роспотребнадзор отвечает за приемку этих зданий. Да, пандусы есть, но они не соответствуют нормам, по нему невозможно подняться».
В 2011 году в стране заработала федеральная программа «Доступная среда». Цель проекта — сделать жизнь маломобильных граждан комфортнее. Изучение ситуации на местах показало, что многие учреждения так и остались неприступной крепостью. В рейтинге общественников, Дагестан занял
На улицах почти всех городов региона практически не встретишь человека на коляске, отсюда возникает ложное ощущение, что их очень мало. Но это не так, тысячи человек вынуждены сидеть дома, а если они и выходят на улицу, то только по срочной необходимости. Попробуй спуститься по такому пандусу, упадешь и, как говориться, костей не соберешь.
В Минобразования региона доводить дело до суда не стали, пандус собрали за неделю. Головная боль городских колясочников — автоматические пандусы. Они вроде бы есть, но, когда нужно подняться, неожиданно ломаются. По словам Сабрины, так было во время рейда в июне, так случилось и сегодня.