Репортер «Центрального телевидения» пытался выяснить, действительно ли «зеленая» повестка вовсе не про то, как спасти планету и сделать жизнь людей лучше.
В окрестности небольшого сербского городка Лозница пытаются прорваться самые крупные горнодобывающие корпорации мира. Деревня Горна Неделицу — одно из самых красивых мест страны. Но за последние несколько лет жители один за другим покидают свои дома, превращая это место в
Именно в этой деревне на территории в 650 гектаров сосредоточены огромные запасы золота XXI века. Это литий. Именно там обнаружили залежи минерала, который еще называют белой нефтью, — ядарит. Минерал, которого больше нет нигде в мире.
На литиевых батареях сегодня работает, кажется, весь мир. Литий — в смартфонах и ноутбуках. Он основа всех электроавтомобилей, на которых человечество собирается отправиться в «зеленое» будущее. Но почему сербы вместо того, чтобы радоваться находке уникального минерала, выходят на многотысячные акции протеста? «Если здесь начнут рыть, это место будет выглядеть как кратер луны», — говорят местные.
В Австралии находится одно из самых крупных месторождений лития в мире. За несколько десятилетий эти места превратились в кадры
Работы по освоению месторождения в Сербии планирует начать
Да, «золотой миллиард» в погоне за «зеленой» повесткой твердит всему миру — нужно спасать планету. При этом, сокращая вредные выбросы, развитые государства хотят превратить страны третьего мира в кладбище промышленных отходов. По оценкам экспертов, одни из самых больших запасов лития сегодня в Европе находятся вовсе не в Сербии, а в Германии. При этом сами немцы не торопятся добывать литий у себя на родине, приветствуя его разработку в других странах.
Депутат парламента Сербии Милош Банджур уверен: европейские бюрократы всего лишь хотят перенести грязное производство подальше от своих границ. И, похоже, в такой заботе о климате нет ничего личного. Просто бизнес.
В ближайшие 10 лет использование литиевых батарей увеличится на 1000%. Осталось решить, что делать с аккумуляторами. По оценкам экспертов, лишь 5% таких батарей идет на переработку. Остальные 95% должны быть отправлены на свалку. Но вряд ли отработанные ядовитые аккумуляторы будут отравлять почву Германии, Франции, США и других зажиточных государств. Ведь для них всегда можно подыскать место в таких странах, как Сербия.
Клим Санаткин