Менее 4% вакцинированных в России заболевают коронавирусом. Об этом сообщил министр здравоохранения Михаил Мурашко. Еще один повод задуматься о прививке дает статистика осложнений после болезни, которую подвели ученые. По их данным, около 80% переболевших страдают от неврологических нарушений, которые усиливаются через 23 месяца после выздоровления. Среди симптомов проблемы с памятью, апатия и хроническая усталость.
Этот постковидный синдром похож на ощущения от начала московской зимы: мрачно, депрессивно, ноги порой плохо чувствуют асфальт, туман в голове, мысли путаются, лучший план — выспаться. Хочется
Анастасия Смольникова: «Когда привык к определенному образу жизни, что у тебя вокруг все радужно, все получается. Потом — как будто выключил лампочку. Ну, от этого грустно».
Анастасия — одна из десятков миллионов в мире переболевших
Анастасия Смольникова: «Мне тяжело концентрироваться, быстро устаю. Привычный ритм жизни поддерживать не получалось. Тот объем задач решать не получалось. Такое ощущение, что проснулся — и уже устал».
Наш мозг — 1/50 от массы тела, но потребляет он до четверти всей энергии организма, до 20 процентов кислорода. Частичная гипоксия при поражении легких, конечно, влияет на состояние многих переболевших короной. Но есть у вируса и другой способ влиять на мозг.
Сергей Савельев, заведующий лабораторией развития нервной системы НИИ Морфологии человека им. А. П. Авцина: «Коронавирус не проникает в сам мозг, он остается на непосредственно на капиллярной сети. Но вызывает довольно неприятное событие. Он нарушает гематоэнцефалический барьер».
Этот барьер защищает наши нейроны от циркулирующих в крови микроорганизмов, токсинов и даже от собственного иммунитета, воспринимающего ткань мозга как чужеродную.
Виктор Машин, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской реабилитации УлГУ: «Около 80 процентов пациентов имеют различного рода неврологические нарушения».
Посчитать количественно неврологические нарушения очень сложно, ведь нужно знать состояние пациента до и после заболевания. Группа студентов Ульяновского государственного университета под руководством профессора Машина нашла выход.
Выяснили, что влияет и психологическая составляющая, и физиологическая. Массив данных собрали огромный, но пока даже его мало, уверяют ученые.
Виктор Машин: «Наблюдаются в том числе и дегенеративные очаги, которые не исключают пролонгированного характера изменений. Через
Изучать придется и проблемы с памятью, вниманием, концентрацией. У одних симптомы уходят совсем и сами, у других — нет.
Оксана Зинченко, кандидат психологических наук, доцент: «Есть свидетельства тех пациентов, что в течение года и даже полутора лет у них в течение нескольких месяцев может наступать облегчение. А потом возвращается заново интенсивность тех симптомов, которые их беспокоят. Это когнитивные симптомы и симптомы переживаемой усталости».
В любом случае при сильных симптомах справляться самому — не лучший вид реабилитации, считают специалисты. При
том общих сценариев выхода из постковидного синдрома врачебное сообщество пока не нашло.
Оксана Зинченко: «ВОЗ сформулировал критерии синдрома. Фактически пока нет рекомендаций, ни рекомендаций по самопомощи, ни к какой категории врачей обращаться».
Однако все медики сходятся в одном — здоровое питание, умеренные физические нагрузки и восстанавливающие препараты по рекомендации врача точно хуже не делают.