На конгрессе молодых ученых в образовательном центре «Сириус» представили новейшие технические разработки. Глубоководные беспилотники, аэротакси и роботы, умеющие самостоятельно менять траекторию, двигаясь в группе только часть проектов, разработанных при поддержке Российского фонда прямых инвестиций.
«Витязь» — первый в мире автономный необитаемый аппарат, который погрузился на предельную глубину мирового океана. Глубоководный беспилотник назван в честь советского
Дмитрий Семёнов, главный констурктор ЦКБ морской техники «Рубин»: «Это модульная рамная конструкция, сделанная из титановых сплавов. В нее интегрированы прочные контейнеры с радиоэлектронным вооружением. Все это перевязано между собой артериальной системой электрических кабельных сборок».
Искусственный разум теперь можно отправить туда, куда наука не готова послать человека, — будь то дно мирового океана, космос или прочие малоизученные пространства.
Знаменитый отечественный андроид — робот Фёдор — появился на свет в просторном ангаре на окраине Магнитогорска. Лавируя между моделями, отец Фёдора конструктор Алексей Богданов рассказывает о своей новой разработке. Автономной платформе «Маркер».
Алексей Богданов, главный конструктор НПО «Андроидная техника»: «Есть три технологии робототехники, которые решались в этом проекте, — это технологии технического зрения, технологии группового управления и технология автономного движения».
О «Маркере» не рассказать в двух словах. Это и не робот в его привычном понимании. Модульная система, на которой отрабатывают новые технологии. Ставишь на него боевое вооружение — и это военный экземпляр. Снимаешь — и это уже гражданский образец. Машина двойного назначения. Перевозка грузов, патрулирование, фото и видеосъемка. Функционал, говорят авторы, настолько широкий, что они и сами пока не изучили все его возможности.
Постановка задач для «Маркера» — как вызов такси или курьера. С помощью специального смартфона устанавливаются исходные точки, пункты назначения и промежуточные задания. Ну а дальше дело техники. Робот сам формирует оптимальный маршрут в зависимости от условий местности и количества препятствий. В перспективе, говорят инженеры, «Маркеру» найдется применение в освоении Луны и прочих нехоженых территорий.
Еще одно достижение отечественного роботостроения — беспилотный циклотрон. Тоже
Григорий Макеев, Фонд перспективных исследований, руководитель проекта «Циклон»: «Особенность циклического двигателя в том, что вектор тяги может меняться на 360 градусов. И при этом делать достаточно быстро, буквально за доли секунд. Благодаря чему он может занимать в пространстве произвольное положение. Может взлетать, садиться на наклонные поверхности».
Но в отличие от вертолета он может делать это в ограниченных условиях. Например между двумя высотками. А это уже первый шаг к созданию беспилотного аэромобиля. Полет первой пассажирской версии запланирован на следующий год. Выходит, что будущее из фантастических фильмов с летающими машинами уже здесь.