В Берлине проводили Ангелу Меркель, 16 лет занимавшую пост канцлера. Женщина-политик , так хотевшая создать единую европейскую нацию, ушла, так и не успев претворить свою мечту. На ее месте теперь уже новый канцлер, которому нужно будет спасать европейский проект.
В последние годы в ЕС главным посредником в острых ситуациях считалась Германия во главе с Ангелой Меркель. После нее на эту роль явно рассчитывал близкий ей президент Франции Эммануэль Макрон. Однако, согласно последним опросам, ставшими сенсацией во Франции, если бы выборы главы государства состоялись на этой неделе, Макрон проиграл бы во втором туре кандидату от правоцентристов Валери Перкес. А это снова ставит вопрос о лидерстве в Евросоюзе.
Иван Сурма, завкафедрой государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипломатической академии МИД РФ: «То, что Макрон попытался осуществить и вывести в первые позиции Францию, ему это не очень удалось во многих аспектах. У него провалы были по тем же странам, по Ливии, по внешней политике. И в том числе и в вопросах, связанных с миграционным кризисом».
Паулюс Хэмпль, политик: «Европейское единство так, как его понимала Меркель, в целом провалилось. Единого „европейского голоса“ не было, есть голоса европейских народов, и у каждого своё мнение. Польша и Венгрия поняли, что Брюссель все больше и больше лишает их самоопределения, и стали обороняться».
Историческая память также заставила ЕС нервно реагировать на еще одно внешне малозначительное событие. Парламент крохотной Республики Сербской, образовании, входящем в состав Боснии и Герцеговины, заявил о возвращении себе полномочий по управлению автономией. В ведущих европейских столицах понимают, что все это может означать новый виток опасной, как учит история, балканской дезинтеграции. Для ЕС, и без того раздираемого противоречиям, это может стать той самой соломинкой, слишком тяжелой для европейской солидарности.