Систему среднеспециального образования в России ждет серьезная перезагрузка в правительстве работают над ее реорганизацией. Профессий, которым учат в училищах и техникумах, станет гораздо меньше. Чиновники ссылаются на требования времени мир стремительно перестраивается на цифру, сводя ремесленный труд к роли почти вспомогательной. Какое будущее нас ждет? Есть ли профессии, где машина не сможет заменить человека?
Будущее гораздо ближе, чем кажется. В
Михаил Васильев, генеральный директор лаборатории: «Пассивный экзоскелет позволяет снять нагрузку с ног рабочего или того человека, который носит его, чтобы выполнять
Это изобретение уже применяют хирурги при многочасовых операциях, автомеханики при ремонте машин и сотрудники банков при переносе мешков с деньгами. И это не шутка. В списке разработок специалистов лаборатории десятки изобретений: и
Джеральдин Оспина, сотрудник лаборатории (Колумбия): «Российское техническое образование высоко ценится в моей стране, Колумбии. Здесь прекрасная база, и многие российские разработки — перспективные. Это отличный опыт».
Между тем систему профобразования в нашей стране ждут серьезные изменения. Помимо классической подготовки рабочих и специалистов среднего звена, планируют ввести новый уровень. Ему уже дали название — профессионалитет. Сроки подготовки по ряду специальностей сократят. Но за счет внедрения современных систем обучения и принципа «меньше теории, больше практики» ее уровень только повысится.
Виктор Неумывакин , глава Департамента госполитики в сфере среднего профобразования: «Образование в колледже должно быть современным, практикоориентированным, нацеленным на работодателя. Диплом о среднем профессиональном образовании должен быть гарантией успешного трудоустройства. И перечень профессий, на которые ребята поступают, должен быть современным».
Перечень профессий, по которым будут готовить в техникумах и колледжах, значительно урежут. Из него исключат десятки «несовременных» специальностей. И это не только ткачи, сушильщики и вышивальщицы, но и парикмахеры, кочегары, телефонисты, рекламные агенты и ряд других.
Приказ Минпросвещения для образовательных учреждений не стал сюрпризом. Здесь и без указки сверху следят за быстро меняющимися потребностями рынка труда и корректируют образовательную программу. Это называют — горизонт планирования. Здесь уточняют — устаревшие профессии не отменяют, а видоизменяют.
Ираида Ласкина, директор межрегионального центра компетенций, техникума им. Королева: «Любимый всеми повар. И если его убирают из профессионального образования как отдельный стандарт, то это не значит, что профессия повара из нашей жизни уйдет. Просто она становится более широкой. Это и технолог, и
Похожая история и в сфере металло- и деровообработки. Если раньше от столяра для производства мебели требовались лишь навыки работы со стамеской и рубанком, то теперь еще и со станками с программным управлением, например с лазером.
Дмитрий Платыгин, гендиректор ВНИИ Труда: «Частично цифровые технологии замещают задачи, которые раньше решались исключительно людьми, и эти трудовые функции фактически уходят, выполняются машинами, роботами и так далее».
А ведь такое уже было в истории. И не раз. Правда, нравилось не всем. Когда в начале прошлого века с появлением двигателя внутреннего сгорания, автомобили начали вытеснять с улиц гужевой транспорт, извозчики устраивали акции протеста. Или в XIX веке, в Европе, когда ручной труд на производстве постепенно заменили станки, появилось движение луддитов, громивших механических конкурентов, чтобы не лишиться работы.
В наше время ломать дорогостоящую технику себе дороже. Технический прогресс не остановить. А на высококлассных специалистов, способных работать и руками, и головой, всегда будет высокий спрос. Вот только смогут ли бездушные машины и цифра заменить человека, вкладывающего в свое дело душу?