Эксперты объяснили, почему Владимиру Зеленскому не удается добиться успеха на посту главы государства.
На минувшей неделе центр Киева был перекрыт грузовиками, Верховная рада — в оцеплении нацгвардейцев, а у офиса президента стояли автозаки. Так в украинской столице готовились к анонсированному Зеленским госперевороту. При этом сам глава государства 1 декабря как ни в чем не бывало приехал в парламент, чтобы рассказать о своих успехах.
Владимир Зеленский: «Энергетический кризис, ограничение электроснабжения, значительный рост тарифов — впервые это не про Украину. Я вас поздравляю. Это реалии всего мира, вопреки которым нам удалось сохранить стабильность».
О чем говорит Зеленский — не понятно. В платежки за коммуналку людям страшно смотреть, газа в хранилищах почти нет, угля — уже нет. В некоторых регионах объявили веерные отключения электричества. Об этом кричали протестующие в Киеве, но президент их не услышал. Как и возмущенный гул оппозиции, который специально заглушали аплодисментами депутаты «Слуги народа». А ведь они, как и все, очень ждали главного — подробностей о госперевороте.
Вадим Рабинович, депутат Рады: «Я хочу принести извинения всей Украине. Мы все вместе ждали этого переворота, с утра готовились, я кроссовки надел. Но ничего нет».
Пётр Порошенко, лидер партии «Европейская солидарность»: «Я только вернулся
Зеленский на это ничего не ответил. А на Майдан вышли тысячи недовольных. В толпе оказались и националисты, а на сцене — хорошо знакомые лица Майдана. Например, Александр Турчинов снова оправдывал свое прозвище «Кровавый пастор»
Александр Турчинов,
Украинцев уже несколько недель накачивают новостями о войне с Россией. При этом Зеленский заявляет, что хочет диалога с Москвой и одновременно пытается выставить Россию стороной конфликта в Донбассе.
Владимир Зеленский: «Мы должны признаться, что не сможем остановить войну без прямых переговоров с Россией. Это признали уже все внешние партнеры. И мы должны говорить, зная, что у нас сильная, мощная армия. И не бояться сейчас говорить друг другу правду. Если мы хотим вернуть Донбасс — давайте».
Это «давайте» — как призыв к действию, призыв решать конфликт на
Германия и Франция молчат. Мало того, что буксуют минские соглашения, теперь Зеленский снова делает громкие заявления о возвращении Крыма. Через так называемую «Крымскую платформу» всячески призывает европейцев помочь реинтегрировать полуостров.
Филипп Миго, директор европейского Центра стратегического анализа: «Зеленский пытается добиться успеха, но у него это плохо получается. Есть политики в Европе, которые предпочитают не обсуждать тему Крыма. Они готовы помогать Украине в вопросе возвращения Донбасса, но не Крыма, а господин Зеленский хочет все и сразу, и поэтому не получает ничего».
С одной стороны, украинский вопрос стал уже токсичен для Брюсселя. Зеленский требует больше денег, помощи, при этом проваливает реформы, ничего не делает с коррупцией и обвиняет Брюссель, что там не торопятся сделать Украину частью Европы. С другой стороны, несмотря на раздражение некоторых европолитиков, в этой поддержке не отказывают. Украина снова запросила дополнительное финансирование «на фоне активности России на границах». И, по словам главы МИД Кулебы, совет ЕС уже откликнулся и выделит Киеву 31 млн евро на укрепление армии.
Деньги небольшие, но для Киева каждая гривна дорога. Мало долгов МВФ, так теперь еще 4,5 млрд долларов требуют китайские инвесторы, которые дали крупную сумму для разработки вертолетов на заводе «Мотор Сич» при условии получить долю в предприятии. Но, как выяснилось, под давлением США Киев отказался от сделки, а потом национализировал завод. Китайские бизнесмены намерены вернуть свои деньги через арбитраж в Гааге.
Анатолий Могилев,
Но власти Украины сейчас заняты не долгами, а подготовкой к войне. Ведь угрозу российского вторжения никто не отменял. Глава МИД Кулеба на этой неделе в Латвии и Швеции как мог запугивал российской агрессией своих коллег из западных стран и призывал всех защищать Украину.
Сергей Хвань, депутат Рады: «Тему войны Зеленский цинично использовал для того, чтобы прийти к власти. Он говорил, что его миссия — закончить войну, он играл на чувствах людей, поскольку это было наиболее затребовано. Но ни одного мирного плана за два с половиной года до „экватора“ президентства мы не увидели».
Вместо этого в Донбассе возобновились обстрелы, а на передовую стягивают технику и личный состав. Скоро численность войск Украины в зоне конфликта может достигнуть 100 тысяч.