Делегатам экономического форума в Давосе предстоит подумать, как спасти еврозону и что делать в случае нефтяного обострения между Западом и Ираном. Нас же в первую очередь интересует как все это может отразиться на России?
Считанные часы остаются до открытия знаменитого экономического форума в Давосе. Не успели делегаты прошлого слета порадоваться выходу мировой экономики из глобального кризиса, как жизнь подкинула новые, не менее опасные вызовы. В экономических проблемах еврозоны разбирался корреспондент НТВ Сергей Морозов.
В начале нового года лидеры ведущих экономик мира собираются в швейцарском Давосе, чтобы обсудить, как отвечать на вызовы будущего. Если раньше это были встречи уверенных в себе людей, которые говорили о проблемах других, то теперь совершено иная картина: в самом тяжелом положении — как раз их страны. И вместо привычного оптимизма, который мировые лидеры демонстрировали даже в кризисные годы, теперь на их лицах сомнение. Лидеры Давоса убеждают нас, что евро
Игорь Полетаев, экономический обозреватель НТВ: «Да, евро в опасности. Его падение и даже гибель может спровоцировать Греция. Над ней дамокловым мечом снова навис дефолт. Афины должны получить от ЕС и МВФ 14 миллиардов евро помощи. Деньги нужны, чтобы расплачиваться по уже существующим долгам, выплаты уже в марте. Но чтобы получить эти деньги, надо договориться с частными кредиторами об условиях списания старых долгов — речь о сумме в 200 миллиардов евро. Переговоры по этому вопросу зашли в тупик. Подключились министры финансов еврозоны. Встреча продолжалась 10 часов. Кредиторы согласились простить грекам две трети долга, но спор разгорелся вокруг доходности по новым гособлигациям. Их обменяют на старые, у которых истекает срок погашения. И вот инвесторы хотят минимальную ставку в 4% годовых, а греки говорят, что потянут не больше 3,5%. Позицию Афин поддержали еврочиновники. Они предвидят, что своими силами Эллада из долговой ямы не вылезет и Европейскому ЦБ придется снова покупать греческие облигации. В общем, новый тупик».
Похоже, в нынешнем положении Европа меньше всего настроена заниматься еще и внешними проблемами — а приходится. Буквально накануне (возможно, под давлением США) 27 стран Евросоюза решили ввести нефтяное эмбарго против Ирана с 1 июля — и это при том, что Иран уже обещал в ответ на такую недружественную меру перекрыть Ормузский пролив, через который из всего Персидского залива идет экспорт нефти. В Персидский залив вошел авианосец США и военные корабли Франции и Англии.
Вместе с Европой ограничить закупки иранской нефти решили Япония и Австралия. Эмбарго затронет меньше половины всего иранского экспорта (сейчас самый крупный покупатель — Китай ). Но так просто продавать излишки нефти Китаю у Ирана не получится:
Россия, хотя и не займет место Ирана в нефтяных поставках, но от этого кризиса может выиграть. На фоне остальных Россия сейчас действительно выглядит «островком стабильности», а рубль кажется предпочтительным средством сбережения.