Уголь в мире считают самым опасным по добыче энергоносителем. Каждый раз после трагедий в шахтах возникает один и тот же вопрос: почему и без того страшные условия труда были доведены до катастрофических?
После взрыва на шахте «Листвяжная» во многих крупных городах России появились стихийные мемориалы. Несколько десятков горняков в больницах, 51 человек — шахтеры и спасатели — погибли. Когда скорбь и боль немного утихнут, предстоит понять, как и по чьей вине могла произойти трагедия.
Официальная версия — взрывоопасная концентрация метана. Но если копать глубже, то это предельная концентрация халатности и жадности руководства шахты. Оно регулярно отправляло горняков работать, зная, что нормы метана превышены.
Александр Ильчук, шахтер: «Всё равно приходилось работать.
Инна Пиялкина, жена погибшего шахтера: «Метан давно там зашкаливал. Мой муж звеньевым ходил, у него на груди был датчик. Он говорит: „Он пищит, я его водой намочу, чтобы он не пищал“. И дальше работали».
Руководство шло на прямой подлог, заранее заклеивая датчики газа двусторонним скотчем.
Артём Симон, машинист:
«Все всё знали», — повторяют и работники шахты, и родственники погибших. Заставляли работать и угрозами увольнения, и обещаниями премий. Работу шахты несколько раз останавливали, выявляли сотни нарушений. На «Листвяжной» уже были трагедии: в 2004 году при взрыве погибли 13 шахтеров. При этом шахта была высокорентабельной, чистая прибыль в прошлом году — более 800 миллионов рублей. Она входит в холдинг
Но руководство «Листвяжной» хотело зарабатывать больше и больше. Горняки всё понимали, но не смели жаловаться на начальство.
Инна Пиялкина: «Господи, как мы можем на него жаловаться? Смеетесь, что ли? Кто на него пожалуется? Задержали, говорят, всё руководство, всех. Кто виноват? Виновата компания, которой нужен только уголь. Человеческая жизнь не ценится. Вы думаете, великую зарплату они получали?»
Трое человек из руководства шахты и два инспектора Ростехнадзора, которые всего за несколько дней до аварии дали заключение, что на «Листвяжной» всё в порядке, действительно задержаны. Суд вынес постановления об их аресте. Все они, включая директора шахты Сергея Махракова, вину отрицают.