Поисковики и блокадники будут добиваться, чтобы места забытых боев рядом с Невским пятачком были включены в военно-исторический мемориал. Иначе участок превратится в карьер, работы на котором пока приостановлены.
В районе воинского мемориала «Невский пятачок» продолжается вырубка деревьев. И это несмотря на то, что на прошлой неделе губернатор Ленинградской области распорядился приостановить действие лицензии, выданной предпринимателям, разрабатывающим песчаный карьер. Об этом сегодня на встрече с журналистами заявили представители общественности. По данным поисковых отрядов, на месте работ возле поселка Медное покоятся останки 10 тысяч бойцов Красной Армии.
Корреспондент НТВ Андрей Курицын выяснил: эти захоронения пока не признаны кладбищем, а значит, их нельзя присоединить к мемориалу «Невский пятачок».
Изольде Ивановой с каждым годом все труднее пересекать этот участок земли шириной всего 800 метров на левом берегу Невы. На прибрежном плацдарме — его очертания угадываются на мемориальном камне — ожесточенные бои шли непрерывно с сентября
Полтора года спустя
Изольда Иванова, житель блокадного Ленинграда, писатель: «В советское время работа поисковиков вообще не поощрялась совершенно. Было сказано: „Здесь общая братская могила, и нечего ее тревожить“».
Первый обелиск на Невском пятачке появился в середине
Распоряжением губернатора Ленинградской области этот участок земли был отдан в аренду частной строительной компании для добычи песка. Жители ближайшего поселка Медное таким отношением к памяти и останкам погибших были шокированы.
Елена Бибикова, житель поселка Медное: «Мы всегда бережно относились к нашему лесу. Это очень задело и очень больно!»
В окрестностях Невского пятачка разгорается новое противостояние и как зримое его отражение — эта вырубка. Сотни поваленных деревьев обозначают примерные границы будущего песчаного карьера, против которого выступают и местные жители, и поисковики. По информации которых здесь и в прилегающих лесах лежат останки еще 40 или 50 тысяч бойцов.
Нескольких удалось найти уже этим летом. По некоторым раскопам можно изучить обстоятельства гибели каждого. В этом окопе, наверное, в момент редкого затишья встретились трое советских бойцов: один взял в руку фляжку, другой — кружку, третий — ложку. Но немецкие гранаты мгновенно оборвали жизни всех троих.
Это был, скорее всего, июль
Светлана Пещеренко, житель блокадного Ленинграда: «Мгинская операция не освещена в военной литературе. Только сейчас поднимаются эти документы, архивы. Основная часть этой гвардейской дивизии полегла здесь. И наш долг — увековечить их память».
Фотоотчет поисковой экспедиции не убедил строителей. От идеи разработки карьера экскаваторами они не отказались. Тогда новые защитники Невского пятачка учредили на окраине вырубки своеобразную вахту памяти. На оборону песчаной косы встали даже жители блокадного Ленинграда и поисковики.
Они восстановили подробные карты боевых потерь не только на этой песчаной косе, но и на всей территории леса, где шли ожесточенные бои. И, следовательно, есть множество захоронений.
Андрей Федотов, командир поискового отряда «Невская оперативная группа»: «Мы располагаем абсолютно точной информацией по этой операции, имея на руках журнал боевых действий, в котором содержатся подробные карты и описания этой операции вплоть до часов».
Пустить в дело экскаваторы строители не успели. Областной комитет по природным ресурсам внезапно отозвал лицензию на карьер и даже остановил вырубку леса. Жители надеются, что захоронение оставят в покое, даже когда закончатся памятные мероприятия по случаю очередной годовщины снятия блокады.
А тем временем поисковики требуют признать места забытых боев официальным мемориалом. И, восстановив историческую справедливость, присоединить их к «Невскому пятачку».