В Калининградской области открылся карбоновый полигон «Росянка», на котором ученые будут изучать, как влияют парниковые газы на глобальное изменение климата. Полигон будет работать на двух площадках на торфянике и в акватории Балтийского моря. Главная задача изобрести способ уменьшения выбросов углекислого газа и метана в атмосферу.
Исследования поглощения и выброса парниковых газов на карбоновых полигонах — адекватная реакция на «зеленый диктат» в европейской политике.
Антон Алиханов, губернатор Калининградской области: «Для нас очень важно как для региона, который активно вовлечен в международную торговлю, чтобы в РФ и, в частности, в наших вузах были научно обоснованные и адаптированные под наш регион практики снижения карбонового следа. Они позволят нам преодолевать те трансграничные барьеры, которые возводятся на пути международной торговли».
Эксперты заявляют, что объем рынка, где торгуют карбоновыми квотами, — около 100 миллиардов долларов. Это уже сегодня. Но в ближайшее десятилетие с учетом заявлений о стремлении к углеродной нейтральности он увеличится многократно. Большинство европейских стран введут дополнительные налоги и пошлины на импортные товары, при производстве которых в атмосферу попал углекислый газ, закись азота, метан. Но тот, кто сможет доказать, что в районе производства поглощаются куда большие объемы этих веществ, сможет не платить. Главное научно обоснованно и объективно всё подсчитать
В рамках пилотного проекта в России создано 7 карбоновых полигонов. Калининградский, названный в честь растения, указывающего на экологическое здоровье болот, «Росянкой», — самый необычный. Исследования идут не только на суше, но и в акватории Балтийского моря. Уже в следующем году для исследований на карбоновом полигоне в Калининградской области из разных бюджетов выделят десятки миллионов рублей. Да и сейчас оснащение уже позволяет работать системно.
Еще одна особенность исследований на карбоновом полигоне в Калининградской области — возможность конструктивно сотрудничать с иностранными учеными, которые тоже исследуют карбоновый след. Когда площадка находится по соседству с европейскими коллегами, достоверность данных, а значит, и методов подсчета не должна вызвать споры.
Кроме исследований карбонового следа, на полигоне «Росянка» собираются также разработать технологию вторичного заболачивания ранее осушенных торфяников. Эмиссия парниковых газов в таких местах немногим меньше, чем в промышленных районах. В то время как обводненные болота, напротив, связывают тот же CO2. Получиться должна «карбоновая ферма». Углекислый газ на ней поглощается, а значит, образуется так называемая карбоновая единица, то есть квота, которую можно продать тем, кто производит парниковый газ.