Человечество за два года пандемии коронавируса придумало разные средства защиты от коронавируса, например, вакцины, однако по-прежнему нет действующего лекарства, которое могло бы спасти тех, кто заболел. В настоящее время разработки препаратов ведутся в нескольких странах, в том числе и России.
На этой неделе сразу несколько мировых фармацевтических гигантов объявили о результатах испытаний, внушающих надежду. Великобритания первой в мире одобрила лекарство от
Саджид Джавид, глава британского министерства здравоохранения: «Я рад сообщить, что сегодня мы — первая страна, которая разрешила при лечении коронавируса использовать молнупиравир. Его люди могут использовать при домашнем лечении».
Оказалось, что это тот самый случай, когда новое — хорошо забытое старое.
Паоло Верарди: «Это перепрофилированный препарат, поскольку изначально его разработали в качестве лекарства против заражения гриппом, то есть его назначение изменилось».
Но ведь два года врачи и лечили препаратами, которые были созданы не под коронавирус, в итоге побочные эффекты перевесили эффективность. Другой путь выбрала компания Pfizer, которая на этой неделе стала героиней скандала о нарушении протокола испытания вакцины в Техасе с одной стороны, а с другой, результаты исследования эффективности их таблеток от коронавируса стали настоящей сенсацией.
Микаэл Долстен, президент фармацевтической компании по международным исследованиям: «Через 3 дня у вас будет 89% защиты от болезни, которая приводит к госпитализации, если не принимать лекарство. Исследования показывают 100% защиты от смертельных исходов».
По словам вирусолога Верарди, препарат от Pfizer разработан точечно под коронавирус, он должен сработать как аварийный тормоз. Но что будет с лекарствами, если коронавирус снова мутирует, будут ли они лечить или окажутся пустышкой?
Вадим Макаров, заведующий лабораторией биомедицинской химии ФИЦ биотехнологии РАН: «Мы надеемся, что так не получится, потому что если даже штамм мутирует, то клетка хозяина не мутирует».
Вадим Макаров — разработчик одного из российских препаратов, который в отличие от зарубежных аналогов должен сработать на опережение.
Вадим Макаров: «Поэтому мы пытаемся использовать другую технологию, то есть технологию взаимодействия не с вирусом, а с клеткой хозяина, и блокировать то самое место, тот самый первый этап присоединения вируса к клетке хозяина».
Пожалуй, главная премьера этого сезона — российский «Мир19», который разработали в Институте иммунологии ФМБА. Лекарство в форме ингаляции, прием дважды в день по 20 минут — такое простое использование, как обещают разработчики, позволит остановить коронавирус дома, уменьшив во много раз случаи тяжелых форм с лечением в больницах.
Муса Хаитов, директор ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России: «Препарат нацелен на консервативный участок генома вируса, который после взаимодействия подвергается определенным модификациям, таким образом, эффективно удаляется из инфицированной клетки».
Препарат находится на финальном этапе регистрации, его появление в домашней аптечке — вопрос самого ближайшего будущего.
Алла Давыдова