Сегодня в Петербурге проводили в последний путь Александра Рогожкина. По словам коллег, режиссер обладал потрясающей творческой интуицией и, возможно, опережал свое время. Искусствовед, историк, блестящий сценарист обладал широчайшим творческим диапазоном. Похоронили кинорежиссера на Богословском кладбище.
«Ребята, читайте сценарий» — это самое страшное ругательство от Александра Рогожкина на съемках. Как бы сложно ни было, он никогда не кричал.
Сценарий «Кукушки», собравшей немало наград, написал лично режиссер. Фильм о финне, лапландке и советском солдате, говорящих на разных языках, создал неочевидный ракурс на войну и человека. Получилось кино про людей, которых назначили врагами. Вся философия совсем не войны, а мира Рогожкина сосредоточена в простых человеческих понятиях.
Александру Рогожкину помогало в разработке режиссерских сценариев видение художника. В начале карьеры он даже успел поработать декоратором на «Ленфильме».
Александр Поздняков, киновед, кинорежиссер, историк киностудии «Ленфильм»: «Он всегда видел героев своих будущих картин. Он был замечательный художник. Это тоже нужно признать. Его раскадровки передаривались друг другу. Если ему было скучно на худсовете, он начинал на листочках, на обрывках
Рогожкина называли человеком с горьким юмором. Благодаря, которому ему и удалось отразить национальный характер в тяжелые
«Особенности национальной охоты» стали народным хитом. Созданные Рогожкиным архетипы произносили тосты на бис еще неоднократно на рыбалке в зимний период. Актеры даже верили в мистические сверхспособности Рогожкина управлять погодой на съемках.
Рогожкин, создавая узнаваемых героев, шел от психофизики самих актеров, придирчиво отбирая на пробах и неоднократно становясь их крестным киноотцом. Он находил своих актеров, таких как Виктор Бычков, Алексей Булдаков. Вилли Хаапасало вошел в профессию со студенческой скамьи. Игорь Головин снялся у Рогожкина в четырех картинах. И впервые в большой роли коменданта в «Чекисте», самом жутком фильме о красном терроре.
Отечественный телезритель должен быть благодарен за разработку сериала про ментов из «Улиц разбитых фонарей» с бесшабашным юмором и выразительными героями. Рогожкин с особым талантом комедиографа, создавший всенародно любимые шлягеры, неожиданные образцы авторского кино, парадоксальным образом последние 10 лет оказался не востребованным. В творческом наследии осталось несколько сильных киносценариев, которые ждут своего часа. Но кто может снять их так, как видел режиссер, художник, философ?