В Москве произошла историческая встреча. В ней участвовали ветераны Второй мировой войны, которые были союзниками красноармейцев по антигитлеровской коалиции. В российскую столицу приехали бывшие солдаты армий США и Франции. Им удалось пообщаться с собратьями по оружию из Советского Союза.
Бруклинский еврей, родившийся в семье русских эмигрантов, Гарольд Рэдиш, втройне рисковал, уходя на войну. Когда Америка только вступала во Вторую мировую, он уже стоял в рядах добровольцев. Однако в армии ему было суждено пробыть едва ли больше недели. В одной из операций отряд американских разведчиков попал в немецкое окружение, из которого живым можно было выбраться только в одном направлении.
Гарольд Рэдиш, ветеран американских войск: «Это был лагерь Шталаг. Когда нас вели через немецкую границу, мы попали под атаку американской авиации. Бомбы ложились очень близко, потому что целью была техника, спрятанная в укрытиях. Было темно, и сверху заключенных было не разглядеть. Это было ужасно погибнуть под ударом своих же войск. Многие тогда не выжили».
Четыре месяца плена запомнились ветерану скудной хлебной пайкой и тараканами. После освобождения советскими военными он до самого
Ужасы войны, пережитые поколением наших дедов, не требуют перевода. Так, ребенок блокадного Ленинграда и бывший пленник концлагеря понимают друг друга, даже не зная иностранных языков.
Эдуард Смураго, участник блокады Ленинграда: «Они пережили войну. Я тоже пережил, поэтому нас сблизило знание, что такое война. Ее тягости, трудности, бомбежки, обстрелы, голод и холод».
В Россию они приехали в рамках акции Фонда развития
Вильфрид Мак, ветеран французских войск: «Зима
Пройдя войну по своему сценарию, они только сейчас увидели ее глазами советского солдата. Интерактивная музейная экспозиция будто перенесла их во времени и пространстве.
Впервые видя друг друга, они будут долго вспоминать истории молодости, делиться шутками. Единственное, о чем они никогда не заговорят, — чей вклад в победу оказался весомей — Запада или Востока. Даже сквозь года их подвиг остается общим.