Новые способы избавиться от автомобильного хлама активно обсуждают в России. Брошенные машины портят вид дворов, перекрывают проход и проезд, часто превращаются в помойки и рассадники крыс. В каждом регионе свои методы борьбы с такой, по сути, недвижимостью, но в большинстве случаев они неэффективны, серьезно наказать владельцев рухляди не получается.
Автохлам, если казенным языком, БРТС — брошенное разукомплектованное транспортное средство, превращается в головную боль всего двора.
Анна Александровская: «Машина уже вросла в землю, хозяев не найти. А это парковочные места, здесь три машины могли спокойно встать. Это же просто безобразие».
В подмосковной деревне Оболдино десятки брошенных машин. ГИБДД данных о хозяевах не дает, администрация проблему не решает.
Анна Александровская: «Мы как жители могли бы просто взять и оттащить эту машину, но куда? Ну и не имеем на это права, конечно».
Каждый вечер квест — встань третьим рядом, закрой соседа. Часто машины бывают брошены не до конца, хозяин есть, машиной пользуется в качестве кладовки.
Галина Колосова, старшая по дому: «Сосед использует эти машины как склад. А что он туда складывает? А не взлетим мы
В Екатеринбурге грузовик и «буханка» перекрывают детскую площадку, пожарный проезд, занимают парковку, мешают уборке.
Наталья Ачимова, директор управляющей компании: «Мы звонили в ГИБДД, но там ответили, что никаких мер принять не могут, так как это машины собственника».
Формально пока ни управляющая компания, ни жильцы ничего поделать не могут. Хозяин кладовок на спущенных колесах, по словам соседей, на просьбы реагирует, но всегда грубо. Авто раздора забирали на штрафстоянку, так как регистрации у машины не было. То ли она закрывала проезд, то ли вопрос личной неприязни соседей, но в итоге хозяин свой транспорт, стоявший без ремонта и документов три года, забрал из ГИБДД и поставил в тот же двор, потому что имеет право.
Александр Коновалов: «Сказали отдать им номера, можно забирать машину. Дальше война, война никуда не денется».
Единой схемы по борьбе с автохламом нет, каждый регион разрабатывает свою программу, зато проблемы общие.
Алексей Игнатьев, главный специалист отдела по осуществлению контроля в сфере благоустройства управления
Все же схема примерно одинаковая: жалоба, проверка комиссией, поиск и предупреждение хозяина, если последнее неудачно, то штрафстоянка, суд, утилизация. В больших городах это работает, как правило, лучше.
Александр Пищелко, ГКУ «Новые технологии управления»: «За 10 лет работы портала порядка 110 тысяч обращений к нам поступили. В этом году порядка 500 обращений про разукомплектованые машины во дворах и около 200 на дорогах».
Большая часть заявок от москвичей приходит в электронном виде.
Иван Варанкин, главный специалист отдела по вопросам строительства,
Подать сигнал просто. На портале gorod.mos.ru нужно указать адрес, описать проблему, приложить фото. Машину осмотрит комиссия и примет решение, действительно ли автомобиль брошенный.
Александр Пищелко: «Порядка 60% не подтверждается. Находится собственник, который говорит, что транспортное средство находится на ходу, не подпадает под признаки брошенного».
Признаки брошенного и разукомплектованного авто — это отсутствие элементов, будь то дверь, колесо, капот, стекло, крыло и так далее.
Игорь Антонов, заместитель руководителя по содержанию и благоустройству ГБУ «Жилищник района Вишняки»: «Капота нету, фар, спущенные колеса, по внешнему виду автомобиля понятно, что к нему не притрагивались долгое время. А если только фар нет, мы на это не реагируем, если видно, что имеется уход».
Когда на стекле появляется объявление, что владельца попробуют разыскать через ГИБДД, у него есть две недели, после чего последует эвакуация, три месяца штрафстоянки, если хозяин так и не появился, то суд.
Сергей Богатов, транспортный юрист: «Поскольку никого лишить права собственности без решения суда мы не имеем возможности, то через некоторое время город обращается в суд для признания этой вещи бесхозной, переоформляют на себя и дальше распоряжаются ею, как посчитают необходимым. Могут выставить на торги, но, как правило, речь идет об утилизации за счет города».
В теории найти бы хозяина и счет выставить, но механизма такого просто нет.
Сергей Богатов: «Каждый регион сам принимает решения об административной ответственности. Мне известно, пожалуй, только в Петербурге подобная история есть. На уровне федеральном такого я не встречал. Размещать транспортное средство у нас не запрещено».
В проекте нового еще не принятого КоАП упоминается о штрафах за брошенную машину, правда, максимум до 3 тысяч рублей.