Сахалинская область уже в ближайшее время может стать самым зеленым регионом страны. Там начался первый в России климатический эксперимент по снижению углеводородных выбросов. Ученые хотят создать на острове карбоновый полигон, где будут изучать, как океан поглощает парниковые газы. Переход на зеленые технологии уже поддержали многие крупные предприятия Сахалина, а также обычные граждане, которые массово переводят свои машины с бензина на газ.
Для сотрудников Сахалинского госуниверситета залив Анива — давний объект исследований. Но то, над чем сейчас работают экспрты, до сих пор было мало изучено: какую долю парниковых газов, выделяемых промышленными и коммунальными предприятиями острова, способно поглотить Охотское море? Чтобы разобраться в этом досконально, на этом участке акватории создадут так называемый карбоновый полигон. Углеродный след будут искать в воде, на водорослях и раковинах моллюсков.
Ирина Ведерникова, директор Сахалинского климатического центра: «Эмиссия парниковых газов на территории Сахалинской области порядка 12,2 десятых миллионов тонн. А поглощение около 11 миллионов. Поглощение именно нашими управляемыми лесами. Море здесь не учитывается».
Если выяснится, что остатки антропогенного углекислого газа поглощает морская экосистема, Сахалинская область может объявить себя первым углеродно нейтральным российским регионом. Снижать уровень выбросов парниковых газов отныне требует федеральный закон, который приняли прошедшим летом спустя 2 года после ратификации Парижского соглашения по климату.
Вся проблема в том, что европейские экологи скептически относятся к существенной роли лесов и морей в декарбонизации. Пока сахалинские ученые пытаются это научно обосновать, островные предприятия действуют по принципу «на природу надейся, но сам не плошай». Региональные власти приняли масштабную программу по газификации котельных к 2025 году. Большинство из них все еще работают на угле и мазуте и все вместе выделяют в атмосферу львиную долю двуокиси углерода — до 90%. Перевод объектов теплоэнергетики на более экологичное топливо, по расчетам специалистов, уменьшит вредные выбросы минимум вдвое.
Валерий Лимаренко, губернатор Сахалинской области: «Стопроцентная газификация, чтобы заменить уголь, дизельное топливо на газ — это хорошо? Да, хорошо! И для планеты, потому что уменьшается углеродный след. Это удобнее и чище для людей».
Сделать выбор в пользу природного газа чиновники Сахалина призвали и местных автовладельцев. В качестве стимула обещана полная компенсация затрат на переоборудование машин под газомоторное топливо, а это без малого 150 тысяч рублей.
Фотограф Артур Петросян некоторое время сомневался. Он на автомобильных форумах прочитал много недовольных комментариев о снижении мощности двигателя после перехода на метан, да и местом в багажнике, где размещают газовый баллон, не каждый готов пожертвовать. Артур принял критику к сведению, но от бензина в итоге отказался. Творческая работа часто зовет в дорогу, возможность экономить на заправках перевесила все минусы.
Артур Петросян, житель г.
Нормы федерального закона об ограничении выбросов парниковых газов фактически вступят в силу с 2023 года. Но Сахалинская область начала жить по новым правилам уже сейчас. Регион стал территорией климатического эксперимента. Владельцы крупных коммерческих предприятий острова первыми в стране готовят подробные отчеты о борьбе за углеродный баланс.
Горнорудная компания намерена перевести дизельные самосвалы на электротягу и в перспективе построить ветропарк. Оператор одного из нефтегазовых проектов еще 5 лет назад сократил выбросы метана на 20%, а теперь модернизирует оборудование, чтобы добиться еще большего прогресса. Переход на зеленые технологии потребует крупных затрат, но инициативных бизнесменов государство пообещало поддержать, причем не только финансами.
Максим Решетников, министр экономического развития РФ: «Мы активно работаем по выработке единых международных правил игры, чтобы Россия активно в этих правилах участвовала, чтобы эти правила, которые будут выработаны, были выгодны, защищали наш бизнес».
Контроль за выбросами углекислого газа защитит российский бизнес, прежде всего от финансовых потерь. Уже в 2023 году Евросоюз вводит крупный налог для экспортеров, в продукции которых обнаружат слишком заметный углеродный след. Сахалинские поставщики энергоресурсов, конечно, больше ориентированы на рынки Китая, Южной Кореи и Японии. Но ведь и азиатские страны в перспективе могут ввести более суровый экологический налог для иностранных компаний.
Добиться