Отечественные фермеры начали осваивать новую сферу деятельности. Они приглашают к себе туристов и предлагают им широкий спектр развлечений. Можно прогуляться по угодьям, покормить коз, приготовить сыр из свежего молока и попробовать местное вино.
Частной семейной винодельне не хватает нового дегустационного зала, чтобы встречать гостей и под живую музыку пить вино у камина. Уже заказана мебель, заканчивается ремонт.
Екатерина Малик: «Туристы по Ростовской области не ходят. Туристы по Ростовской области едят и пьют, потому что, мне кажется, сейчас,
Пробовать свою страну на вкус — самый простой и понятный вид туризма. Как ни странно, всколыхнула его пандемия коронавируса. Люди не поехали за рубеж, а стали изучать свое. Сибирь, Урал, Алтай — гости из этих регионов, приехав в долину Дона, пробуют вина из винограда, который растет только здесь, например, цимлянский черный. Его выращивают сотни лет.
Привлечение туристов — это логичное развитие бизнеса. Продукция винодельни известна, ее можно найти во многих городах страны. Но здесь берут не количеством проданных бутылок. Приехав сюда, туристы видят, как растет виноград, кто делает вино, как его делают, пробуют, увозят с собой, угощают друзей. Это совсем не то, что просто сходить за вином в магазин у дома. Появляется связь между местом и людьми, где хорошее вино — лишь посредник. Так разрушаются стереотипы.
Екатерина Малик: «Самая большая для нас радость, когда люди приезжают, особенно люди, которые искушены в вопросе, и уезжают со словами: я не знал, что такое есть в России».
Там, где живет козел Борька, виноград не растет. В Архангельской области, на севере страны, лето короткое, зимы суровые, тайга, тундра и болота. Местным фермерам жить и трудиться в таких условиях непросто. В местном небольшом хозяйстве вначале разводили птиц и кроликов, но дело оказалось затратным. Завели коз, разместили объявление в соцсетях и стали ждать туристов.
Владимир Будейкин, фермер: «Гостевой формат стал практически основным, очень важным источником для сохранения или развития именно фермерского направления».
Теперь на козах все и держится. Туристам рассказывают, что козье молоко обладает особой харизмой, полезно, в том числе при пневмонии, из него делают даже пармезан и сгущенку. Козий сыр готовят прямо во время экскурсии. Козы туристам нравятся — покормить, погладить, сфотографироваться, а фермеры уже думают о расширении поголовья.
Хлебные поля — новое и уже популярное направление донского агротуризма. Туры выходного дня для детей из города. Здесь они видят, часто впервые, как появляется хлеб. Можно проследить весь путь, начиная от зерна и колосьев и заканчивая пекарней. Алексей Щепетьев три десятка лет в сельском хозяйстве, а тут ему приходится быть экскурсоводом. Черная чечевица, коричневый лен, спельта. Тонны зерна.
Два часа езды на автобусе в прежде незнакомый мир, где уже взошли озимые, растут цены на топливо и электричество, нужно покупать новую технику, платить рабочим, а в итоге остаться в прибыли в этом году, потому что скоро Новый год, а с ним новые заботы.
Алексей Щепетьев, руководитель сельскохозяйственной компании: «По нашим затратам, по нашей программе мы еле к нулю подходим. О
Экскурсии пока не приносят прибыли, но отказываться от них не будут, ведь в них есть и просветительское зерно. В этом хозяйстве с приставкой био- в названии, подчеркивают экологическую чистоту своей продукции. Ее выращивают без добавления химии. Как здесь говорят, чем больше людей узнают о продуктах натуральных и выберут именно их, тем лучше.