75 лет назад, 1 октября завершился суд, изменивши мир Нюрнбергский процесс, на котором предстали 24 нацистских военачальника. Из них 12 были приговорены к смертной казни. Однако преступления палачей не имеют срока давности. Проводников Холокоста до сих пор ищут в самых дальних уголках планеты и наказывают, невзирая на возраст. Ради одного чтобы стало понятно, за это преступление наказание неотвратимо.
Зал областного суда города Итцехо на севере Германии. На столе пухлая папка с материалами уголовного дела Ирмгард Фюрхнер — нацисткой преступницы, обвиняемой в пособничестве в более чем десяти тысячах убийств в концлагере Штуттгоф. Но неожиданно журналистам объявляют: суда не будет,
Фредерике Милхоффер,
Фюрхнер служила личным секретарем начальника лагеря Штуттгоф в Польше в
Полиции удалось задержать Фюрхнер через несколько часов на окраине Гамбурга. Она заявила, что не хочет быть посмешищем, и когда ее привели к изолятору, не хотела выходить из машины, пока ее не прикрыли черным платком от фото- и телекамер.
На днях в Германии ожидали депортации из Канады еще одного бывшего эссэсовца — Гельмута Оберлендера. Он служил в зондеркоманде СС, был причастен к массовым убийствам евреев, цыган и геноциду в Ейске. Там в душегубках убили более 200
После войны Оберлендер эмигрировал в Канаду. Только в
Томас Вилль, руководитель Центрального ведомства по расследованию преступлений
Вилль показывает картотеку — почти два милллиона анкет. Благодаря работе с этими архивами, в частности, выяснилось, что более половины высокопоставленных чиновников, работавших в министерстве юстиции ФРГ в послевоенные годы, были преданными членами партии третьего рейха, входили в состав штурмовых отрядов и фактически оправдали сами себя.
Томас Вилль, руководитель Центрального ведомства по расследованию преступлений
Как, например, Отто Скорцени — эссэсовец из элитной дивизии Гитлера, спасший Муссолини в горах
Он уезжает в Испанию, где режим Франко стал ему надежной защитой. Скорцени свободно передвигался по стране, жил в престижном районе, вращался в высших политических кругах и… работал на американскую разведку. Но об этом станет известно лишь много лет спустя, когда выяснится, что Америка, которая позиционировала себя как самое безопасное место для пострадавших во время войны, стала таким местом и для самих палачей.
Только в 2006 году Минюст США выпустил доклад на 600 страниц о том, как ЦРУ устраивало новую жизнь нацистам, причастным к массовым убийствам людей. Документ готовили шесть лет, потом еще четыре года результаты расследования пытались скрывать. И понятно почему. Масштабы сотрудничества американских спецслужб с элитой третьего рейха поражают до сих пор.
Нацистам вносили правки в досье или вообще придумывали новую биографию. Они получали гражданство США и с виду ничем не отличались от обычных американцев. Например, на ЦРУ работал нацистский генерал Франц — Йозеф Хубер. Он был начальником гестапо в Вене. А
Скотт Беннетт, политический аналитик, бывший офицер спецподразделения армии США: «Достаточно напомнить об операции „Скрепка“, в рамках которой в Штаты вывезли больше тысячи нацистских преступников — это ученые, разведчики, представители Франкфуртской школы экономики, которые занимались пропагандой под руководством министра Геббельса. Началась Холодная война, поэтому такие кадры в противостоянии СССР были для Америки важнее морали».
Сколько нацистов избежали наказания и нашли убежище в США, пока точно не известно, как и нет ответа — какое количество еще живых преступников скрывается. Но важно, что их поиски продолжаются, архивы публикуют закрытые документы о Второй мировой войне, детали спецопераций.
Каждый такой документ — это доступность исторический правды, которая мешает манипуляции или переписыванию истории. И конечно, это память о том, как давалась победа в Великой Отечественной. Не все имена героев известны до сих пор, но их становится больше, благодаря документам и работе поисковых отрядов.
В Новгородской области при поддержке губернатора запустили специальный проект — теперь дети изучают историю войны не только на уроках, сидя за партой, а еще в настоящих экспедициях и работая с архивами. Школьники уже провели первое расследование — они нашли в Германии неотправленное письмо убитого офицера Красной армии, которое было написано им 80 лет назад брату Коле, их ровеснику, и выяснили, что адресат уже умер, но в Саратовской области живет его сын. На днях Андрей Николаевич получил письмо своего дяди.
Однако сегодня история самой большой и кровопролитной войны в некоторых странах стала настоящим лейтмотивом политических игр. Когда, например, на Украине даже мемориал жертвам Холокоста в Бабьем яре называют частью «гибридной войны» Москвы, потому что среди тех, кто выделил на проект деньги, в том числе российский бизнесмен. Впрочем, чему удивляться в стране, где сегодня предпочтительнее вспоминать не жертв, а преступников, точнее героизировать их, отрицать пособничество Гитлеру и причастность к Холокосту.
Микаэль Празан, писатель, историк, режиссер: «Немцам иногда не нужно было делать ни единого выстрела, потому что имел место массовый коллаборационизм. Все помощники в айнзацгруппах были в основном литовцами, латышами и украинцами. Меня удивляет, что сегодня мы видим ярое нежелание признавать преступления прошлого в этих странах. Там не было Нюрнбергского процесса, как в Германии, но это не значит, что они ничего такого не совершали».
Когда начался Нюрнбергский процесс, англичане предлагали расстрелять всех без разбора, но по настоянию СССР был проведен открытый трибунал, который длился год, а обвинительное заключение готовили четыре месяца. Этот суд поставил фактическую точку в истории Второй мировой войны. Принципы Нюрнберга стали своего рода предупреждением всем тем, кто вновь попытался бы посягнуть на мирную жизнь человечества. И об этом нужно помнить.