Почему за ЭКО экстракорпоральное оплодотворение приходится платить бешеные деньги? Почему такие маленькие квоты на бесплатное ЭКО, а в очереди за продлением рода можно стоять годами? И как там у них, на Западе?
Каждая седьмая семья в России — бездетна. Эта печальная статистика хорошо известна медикам, собравшимся сегодня на конгресс в Москве. Вопросов накопилось множество — и главный из них, почему «дети из пробирки» в России так недоступны. Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов, врач по первой профессии, искал ответы.
У Насти завтра день рождения — ей будет два года. Она еще не понимает, какой это праздник для её мамы — чтобы родить ребенка, Елена проделала шесть процедур экстракорпорального оплодотворения. Экономила на всем, терпела боль, плакала, когда сначала не получалось, а потом вроде бы получалось, но беременность двумя
Она в итоге победила, родив Настю, и поняла, что должна поделиться своим опытом борьбы с теми, кому это только предстоит. Главный урок — в том, что многих пациенток в нашей стране слишком долго и бесполезно лечат, хотя единственный для них реальный способ забеременеть — это зачатие в пробирке. Всемирная организация здравоохранения вообще рекомендует задуматься об ЭКО, если не удаётся завести ребёнка в течение года. Елене это надо было делать в 22, а начала она только в 36. Против таких ошибок и предостерегает созданная ей ассоциация.
Елена Субботова, пациентка: «Создать её для того, чтобы путь не был таким длинным, чтобы не рожать в 40 лет, когда твои дети уже должны внуков тебе дарить».
Елене еще повезло, что она живет в Москве. Из других регионов нередко приходится ездить в столицу за тысячи километров, тратя на каждую попытку оплодотворения сотни тысяч рублей — даже если попал в систему государственного финансирования. Как выяснил корреспондент НТВ Михаил Чернов, так до сих пор обстоит дело, например, в Ульяновске, где
Пока здесь ремонт, но уже к февралю будут и операционные, и инкубаторы. Первая в Ульяновске Клиника репродуктивного здоровья откроется в феврале. Для жителей области ЭКО теперь станет ближе. Зачать ребенка искусственным способом можно будет, что называется, «на дому».
Будущая пациентка клиники Ирина говорит: раньше пришлось бы ехать за «тридевять земель»: В Москву, Питер, Нижний Новгород или Самару. Тратиться на дорогу и гостиницу.
Ирина, житель Ульяновска: «Мужу придется отпрашиваться с работы, супруге придется отпрашиваться с работы. Многие вообще не хотят это афишировать».
До Ульяновска искусственное оплодотворение дошло позже, чем до соседних регионов. Но опоздание здесь обещают компенсировать качеством. Например, генетическая лаборатория. Есть только в лучших клиниках.
Светлана Сорокина, главный врач клиники: «Мы будем выявлять патологию в пробирке. Далеко не все центры это делают».
Власти обещают — ЭКО станет и ближе, и доступнее. Некоторым дорогую процедуру обещают оплатить из областного бюджета. Постановление об этом уже издано. Но число «счастливчиков» держится в тайне. Главное условие — делать ЭКО бесплатно будут только «местным», кто живет в области больше двух лет.
Оборудование из Германии, Дании и Японии уже завезли. Но пока инкубаторы, водяные бани и хваленая генетическая лаборатория стоят не распакованными.
Когда в Россию приехал Пояс Богородицы, по поверью, помогающий при бесплодии, многие удивлялись, сколько людей пришли ему поклониться. А удивляться, в общем, нечему —
По статистике, в России каждая седьмая семья страдает бесплодием. При этом в год проводится всего лишь около 50 курсов экстракорпорального оплодотворения на миллион населения. В благополучной Европе этот показатель в 20 с лишним раз выше. И всё сделано для того, чтобы избежать многолетнего стояния пар в очереди, ведь потеря времени снижает шансы на успех. Французский опыт изучил обозреватель НТВ Вадим Глускер.
Во Франции экстракорпоральное оплодотворение считается необходимой формой терапии. Впервые оно было проведено в 1982 году и с тех пор, таким вот, искусственным путем на свет появились 200 тысяч младенцев, что составляет 5% всех новорожденных. С учетом того, что Франция более чем социальное государство, стоимость процедур покрывается на 100%, если они осуществляются в государственных клиниках. Ограничений по количеству ЭКО не существует.
Впрочем, проходить процедуру рекомендуется не более четырех раз, и то не по медицинским соображениям. Просто четыре будут оплачены государством, все последующие — уже за свой счет. И еще — пара должна быть в зарегистрированном браке не менее, чем два года, одиноким женщинам расходы не возмещаются, а главное, что операция возможна только до
Но если с ЭКО все
Карьера западного типа с поздним созданием семьи приводит к тому, что во всем цивилизованном мире людям все труднее зачать ребенка естественным путем. В Австралии уже каждый десятый младенец — из пробирки. А непревзойденный лидер в области искусственного зачатия — Израиль. Здесь, как выяснил корреспондент НТВ Руслан Гусаров, не только оплачивают любое число попыток ЭКО, но и в некоторых случаях позволяют «заказать» пол будущего ребёнка.
В Израиле операции по ЭКО — экстракорпоральному оплодотворению — проводятся давно. И, как утверждается, с достаточно высоким среднемировым показателем успешности. Что касается предимплантационной диагностики для выбора пола будущего ребенка, то ее разрешили применять лишь с 2005 года. Но только при наличии исключительных условий.
Вообще, Израиль — мировой лидер по лечению бесплодия. Здесь на миллион жителей в год делают 3400 процедур оплодотворения в пробирке — в 70 раз больше, чем в России. Причем и процент успеха тут — самый высокий в мире, и государство оплачивает семьям неограниченное число попыток зачатия — видимо, руководствуясь библейским заветом «Плодитесь и размножайтесь».
На открывшемся сегодня в Москве международном конгрессе по репродуктивной медицине много говорили о том, как преодолеть российское отставание и дать надежду тысячам бездетных семей. Специалисты, например, предлагают включить в систему государственного финансирования ЭКО частные клиники. Возможно, хотя бы это сократит путь к счастью, который у Елены Субботовой занял 16 долгих лет.