Жительница села Сагарчин, что в Оренбургской области, ведет войну с местными ветеринарами.
Раиса Тулюпа отстаивает через суд… свою корову. В селе уже половина дворов остались без скота, введен карантин. Врачи ставят всем животным диагноз: «бруцеллёз», но хозяйка не боится опасной инфекции. Корреспондент НТВ Михаил Чернов выяснил, почему смелую женщину поддерживают все односельчане.
Корова Ягодка резвится как теленок, но для местной ветинспекции она — источник заразы. Еще в июне прошлого года ей поставили диагноз «бруцеллёз». Дважды анализ приходил с формулировкой «сомнительно». Хозяйке Раисе Тулюпе велели отправить животное на убой.
Мустафа Загидуллин, главный ветеринарный врач Акбулакского района: «Мы гражданке пытаемся объяснить, что это животное больное, но она не согласна, говорит о том, что внешних проявлений нет. Бруцеллёз — это заболевание, когда внешних проявлений может не быть».
Вспышку бруцеллёза в приграничных районах Оренбургской области зафиксировали полгода назад. Тогда опасной инфекцией от животных заразились 23 человека. Инфекция в Сагарчин пришла из степи. Село приграничное, до Казахстана всего 20 километров. Власти признали, что причиной стал бесконтрольный ввоз животных. Жители теперь негодуют, мол, ветеринары сами запустили болезнь, а когда бруцеллёзом заразились люди, заставили повально забивать скот.
Ради
Раиса Тулюпа: «Была подделка документов. Просто подделка документов. Непонятно, какая корова, чья, кто хозяйка, какие прививки не сделаны».
Пока она не пустит под нож свою Ягодку, односельчанам возить на рынок молоко, творог и сметану запрещено. В селе объявлен карантин. Несмотря на убытки, сердобольную хозяйку соседи поддерживают.
Наталья Есикова: «Я сказала просто: если вдруг придут забирать скот, у меня бензин есть, я всех оболью, но со двора никого не выпущу. И пусть идут по деревне и горят».
Но в итоге спорить с ветврачами, кроме Тулюпы, никто не стал. У соседки Надежды Ивановны, как и у большинства, теперь пустое подворье.
Надежда Мартынова: «Все забрали. Было у меня три овцы, три козы пуховых. Сказали, что в соседнем поселке, в Корниловке, зараженное стадо. Я туда вообще не гоняла, берегла дома».
Раиса Тулюпа добивается независимой экспертизы и обвиняет ветврачей. Это по их упущению в селе перебили весь скот.
Раиса Тулюпа: «Наше начальство на эпидемию среагировало только через год, когда уже бушевала эпидемия везде. И они среагировали, чтобы объявить карантин».
Скандал дошел до областного Министерства сельского хозяйства. Руководитель районной ветинспекции и еще четыре сотрудника получили выговоры.
Сергей Соловьёв, министр сельского хозяйства Оренбургской области: «Мы, безусловно, наших работников наказали и предупредили о дальнейшем прохождении работы. Если мы видим, что заболели люди, мы вынуждены говорить о том, что передалось заболевание от животных. Это означает, что мы не сумели вовремя определить источник заражеия».
В начале февраля корова должна отелиться и обвиняемых на суде будет уже двое — Ягодка и ее теленок.