Сегодня заключительный день трехдневного избирательного марафона. Где-то участки уже закрылись, где-то еще можно прийти и отдать свой голос. Анатолий Майоров разбирался, как в этом году организован процесс голосования и кому выгодно снимать фейковые ролики на частных киностудиях.
413 тысяч наблюдателей контролируют ход голосования по всей стране. Кроме того, есть более 100 тысяч камер, которые работают на протяжении трех суток, а записи хранятся целый год.
Для ДЭГ (дистанционного электронного голосования) тоже придумана система контроля: принтеры в режиме реального времени дублируют результаты, которые появляются в Сети. Пользователь нажимает на кнопку, появляется новая шифровка, чтобы в случае крайней необходимости сопоставить виртуальные данные с реальными. Технология блокчейн — это когда ключ от кодировки электронных данных разделен на части. Лишь собрав их снова вместе, результаты расшифруют.
В первый день дистанционно голосуют президент России и глава правительства, губернаторы и федеральные министры, 7 российских регионов и даже околоземная орбита. Электронная явка по Москве на старте избирательного марафона — за 50%, несмотря на регулярные попытки хакеров атаковать систему.
А организация, признанная в РФ иноагентом, устроила для наблюдателей инструктаж, чтобы они спровоцировали как можно больше инфошума вокруг фейков в дни голосования. Такие фейки легко опровергаются благодаря тотальной системе наблюдения и перемотке записей на интересующий фрагмент, но в соцсетях под каждой новой «липой» контраргументы не напишешь. Производство фейковых роликов идет если не в промышленных масштабах, то в масштабах частных киностудий. В Москве одну уже закрыли. Реквизит поддельный — избирательные урны, списки кандидатов и хромакей на стене. Гонорар актеров, судя по их словам, составляет 10 тысяч рублей в сутки.