Талибы остаются в черных списках ООН как террористы, но реальность такова, что с ними придется как-то уживаться хотя бы ради того, чтобы они оставались в границах Афганистана.
Срочные совещания тех, кто живет в регионе и станет первым эшелоном обороны в случае угрозы, ставят вопрос жестко: что делать? И на ОДКБ, и на заседании ШОС в Душанбе — бесконечный поиск ответов. Узбекистан уже построил две линии заграждений под напряжением, Турция отгородилась от Ирана на случай прорыва беженцев, но есть Таджикистан, у которого граница идет по горным хребтам. То есть все понимают, что сколько ни отгораживайся, сколько ни проводи совместные учения, выход один — всем вместе сделать так, чтобы талибы смогли сдержать обещание и не сделать ни шагу к соседям.
Фернандо Морагон, политолог: «Рассказы о том, что признанных американцами политиков — Карзая и Абдаллу арестовали, оказались пропагандой. Они на свободе и выстраивают отношения талибов с меньшинствами, с Катаром, Эмиратами. И рассказы о стрельбе в здании правительства между двумя лидерами талибов — Хаккани и Барадаром — оказались фейком».
Все прекрасно понимают, что у соседей изменились правила игры, которые могут изменить систему сдержек и противовесов во всем регионе. Движение «Талибан» выросло, возмужало, научилось обещать, но не факт, что нужно верить и слушать эти обещания.
Аксем Сулейман, специалист по Ближнему Востоку: «Пока талибы обещают даже написать конституцию. Если американцы своими блокадами и угрозами уничтожат даже то, что есть, тогда Афганистан станет инкубатором террористов. При том, что и в Таджикистане, и в Узбекистане, и в России есть группировки, которые победой талибов вдохновились. Если талибы будут говорить с ними, а не с вами, это чудовищная угроза».
*Движение «Талибан» признано террористической организацией. Его деятельность в России запрещена.