В ближайшем будущем в России могут расширить полномочия присяжных заседателей. В правительстве предложили наделить их правом рассматривать не только уголовные дела по тяжким и особо тяжким статьям, но также экономические преступления в сфере IT. Многие юристы сходятся во мнении, что присяжные зачастую более тщательно изучают материалы следствия.
Российский суд присяжных — явление в историческом контексте молодое, но, как ни парадоксально, с богатым прошлым. Возникший еще в середине XIX века во время судебной реформы, этот институт исчез сразу после революции. Тогда заседатели решали судьбу 40 тысяч подсудимых в год.
В нынешнем виде суд присяжных возродили в 1993 году, когда в качестве эксперимента такую форму судебного производства решили опробовать в Московской, Ивановской, Рязанской и Саратовской областях. Во время суда присяжным нужно ответить лишь на два простых вопроса: было ли совершено преступление или нет, и виновен ли в нем подсудимый. За остальные правовые аспекты отвечает судья. Начиная с того исторического заседания, когда дела вели еще на печатной машинке, по этому принципу проходят все процессы с участием присяжных.
Сергей Пашин, федеральный судья в отставке, заслуженный юрист России: «У них действительно есть представление о презумпции невиновности. Они всерьез воспринимают разъяснения про состязательность сторон, если прокурор не доказал вину, они просто оправдывают. С судом присяжных мы получили честный суд, где уделяют внимание именно фактам».
Сергей Пашин был одним из создателей правовой базы для суда присяжных. По его словам, система работает так, что присяжные зачастую оказываются требовательнее к следствию, чем представители защиты или обвинения. Для народных судей малейшая недоказанная виновность означает доказанную невиновность.
Если верить статистике, суды присяжных рассматривают по 400 дел за год. Причем, по данным Верховного суда, до четверти всех вердиктов — оправдательные. Так в первой половине прошлого года присяжные признали невиновным почти каждого третьего подсудимого. Решения в их пользу заседатели выносят в 116 раз чаще, чем профессиональные судьи.
Этот перевес часто становится поводом для критики: мол, решают судьбу подсудимого присяжные не умом, а сердцем. Скептики и вовсе называют такой подход неправовым, сторонники же спешат напомнить про саму суть народного суда.
Анатолий Кучерена, адвокат, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ: «Там не должны быть юристы, там должен быть глас народа. То есть люди, которые отправляют правосудие, они должны решить судьбу конкретного человека. Суд присяжных — это представители общественной совести».
Этих стражей совести (спасибо кинематографу) в сознании обывателя всегда 12. Но после реформы 2016 года в заседаниях участвуют только 8 присяжных, так проще собрать кворум. Выборка абсолютно спонтанная. Заседателей выбирает агрегатор случайных чисел, стать народным судьей может практически любой гражданин страны.
Лейла Гамзатова, с
Поэтому присяжными не могут быть бывшие и тем более действующие сотрудники силовых ведомств, профессиональные юристы, адвокаты, а также священнослужители. Отбор — самое тонкое место системы.
Адвокат Юлия Кардашевская добилась в кассационном суде пересмотра дела
Юлия Кардашевская, адвокат: «Дисбаланс внес бывший сотрудник силовых структур, который прослужил порядка 20 лет на своей должности. Он был единственным мужчиной, более того, он был избран старостой и, на мой взгляд, обладал мощным авторитетом перед другими присяжными».
Подсудимого обвиняли в убийстве матери по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть». Мужчине грозило до 15 лет тюрьмы, но неоспоримых доказательство следствие не представило. Правда, накануне решающего заседания несколько присяжных под разными предлогами внезапно отказались участвовать в слушаниях, у остальных же сомнений в виновности подсудимого не было.
Обвинительный приговор