В Главном штабе Эрмитажа открылась одна из самых масштабных выставок современных мастеров. Она занимает более десяти залов. «Glasstress. Окно в будущее» это более 50 работ, в том числе Яна Фабра, Эмилии и Ильи Кабаковых, братьев Чепменов.
Мастерам с острова Мурано надоело изготовлять традиционные вазочки и бокалы. И они решили начать сотрудничать с современными художниками. Проект существует 12 лет. Сегодня его представляют в залах Эрмитажа.
В хрупком материале уже сумели воплотить свои фантазии более 300 творцов из разных стран. Имена почти сплошь звездные. Многие россиянам хорошо знакомые по резонансным эрмитажным выставкам. Великий и ужасный Ян Фабр в этот раз решил не пугать общественность панцирями жуков и мертвыми животными. Ограничился только заданным материалом. Стоять под трогательными голубками, правда, небезопасно. На голову в любой момент может упасть стеклянный птичий помет.
Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: «Каждый проект здесь уникален. Это длительная коллаборация, разговоры. Это люди в студии художника, это люди в мастерской».
Художник придумывает идею, а профессионалы с Мурано решают, каким способом лучше эту идею воплотить. Совместный рабочий процесс штука небыстрая. Стекло остывает иногда пару месяцев. За это время общение может стать особенно близким.
Из традиционного консервативного материала, как оказалось, возможно сделать практически всё, что угодно: от гамака натуральных размеров до костылей. На выставке есть даже стеклянные погребальные урны с настоящим прахом. Не человеческим, правда, а книжным. У итальянца Антонио Риелло хобби: сжигать любимую литературу и получившийся пепел в отдельных емкостях бережно хранить.
Современное искусство любит умничать. Но и жизнерадостность ему не чужда. Конструкция Жоаны Вашконселуш напоминает южный висячий сад. Вязаные щупальца расшиты бисером и стеклянными шариками. Португальская художница вдохновлялась роскошными люстрами венецианских палаццо. Ну а бельгиец Кун Ванмехелен давно сам не свой до куриных яиц.
Стекло — материал уникальный. Одновременно и хрупкий, и невероятно прочный. Работы художников, если их ненароком не разбить, будут жить по сути вечно. Они выступают своеобразным посланием в будущее, отмечает корреспондент НТВ Лана Конокотина.