Снижение рейтингов более половины стран еврозоны вызвало тревогу на мировых рынках.
Сегодня Европа приходит в себя после «пятницы,
Обозреватель НТВ Вадим Глускер передает из Парижа.
Еще в начале декабря прошлого года агентство Standard & Poor’s угрожало понижением рейтинга 15 из 17 стран еврозоны, в том числе всех, обладающих наивысшей оценкой AAA. В результате рейтинги Германии, Люксембурга, Финляндии и Нидерландов не тронули, однако только экономика ФРГ сохранила не только наивысший рейтинг, но и долгосрочный стабильный прогноз.
Самый же большой
Франсуа Баруэн, министр финансов Франции: «Представьте себе студента, который всегда набирал 20 баллов из 20, и вдруг набрал 19. Это катастрофа? Нет, он
Свои действия Standard & Poor’s объяснило тем, что власти Евросоюза предпринимают недостаточные меры для урегулирования долгового кризиса в еврозоне. Брюссель ответил на новый рейтинг жестко: дескать, и момент для его публикации выбран неудачно, и экономических противоречий в нем предостаточно.
Главное же то, что понизив рейтинг Франции, Standard & Poor’s разрушило экономическую ось Берлин — Париж, на которой держалась вся европейская экономика последние два года. И, как следствие, Standard & Poor’s теперь угрожает снизить рейтинг и Европейского агентства финансовой стабильности, а вот если дойдет до этого, то весь механизм спасения зоны евро просто рухнет. А вот рухнет ли вслед за евро российская экономика?
Жак Сапир, Высшая школа социальных наук Франции: «Мы видим, что российская банковская система явно избавляется от евро, причем не для того, чтобы вновь сблизиться с долларом. Мы видим другие валюты — японская йена, китайский юань, даже австралийский, сингапурский доллар. Идет процесс разнообразия валюты. Я думаю, Россия очень бы пострадала, если бы евро рухнул прошлым летом, но сейчас российской экономике это вообще не грозит».
Впрочем, в истории со снижением суверенного рейтинга Франции есть еще один аспект: Standard & Poor’s объявил о своем решении ровно за 100 дней до президентских выборов. Это дало уникальный повод политическим конкурентам Николя Саркози высказать все, что они думают об экономической политике французского президента.
Франсуа Олланд, Социалистическая партия Франции: «Понижен рейтинг политики Саркози, а не Франции. Во Франции все
Елисейский дворец пока никак не прокомментировал ситуацию со снижением суверенного рейтинга Франции, что, впрочем, и неудивительно. Ведь последние месяцы Николя Саркози только и говорил, что его главная задача на посту президента — сохранить эти пресловутые три «А».
Саркози прекрасно понимает, что теперь ему придется принимать жесткий план сокращения бюджетных расходов. Причем до президентских выборов. А именно это и может ему стоить кресла в Елисейском дворце.