100-летие отмечает знаменитое арт-кафе Петербурга, ставшее домом для целого поколения легендарных поэтов и артистов.
«Бродячая собака» отмечает
В
По воспоминаниям Георгия Иванова, чтобы попасть в «Собаку», нужно было разбудить сонного дворника, пройти два засыпанных снегом двора. После этого повернуть в третьем налево, спуститься вниз — ступенек десять и толкнуть обитую клеенкой дверь. Сегодня нет ни тех дворников, ни тех дворов, даже со снегом некоторые проблемы. Но главное есть сохранившийся подвал «Бродячей собаки».
Евгения Аристова, директор
Человек очень творческий, артистичный, энергичный. Он кидался к входящему, обнимал, целовал, говорил:
Вход для своих полтинник, для так называемых фармацевтов, то есть просто любителей, — три рубля и еще две письменные рекомендации. Мало того, иногда случалось, что в счет фармацевтам включались заказы завсегдатаев, потому что у постоянных посетителей денег не было совсем.
Бенедикт Лившиц позже вспоминал, как, давно, уже исчерпав кредит, горячился перед стойкой вилонствующий Мандельштам, требуя невозможного: разменять ему золотой, истраченный в другом подвале. Впрочем, все это никого не смущало, и от желающих попасть на поэтические вечера не было отбоя.
Надо сказать, что публика отнюдь не всегда воспринимала выступающих благосклонно, потому что одно дело, когда читал стихи Северянин, и совсем другое, когда Маяковский.
Юрий Томошевский, режиссер, заслуженный деятель искусств РФ: «Совершенно разные направления, совершенно разные люди, разные характеры и как они здесь сталкивались. Знаменитая фраза Мандельштама: „Я не могу кричать, громко говорить, когда за стеной молчит Велимир Хлебников“. Понимаете? Это фразы, из которых и складывается атмосфера. Здесь выпивали, кричали, ругались, освистывали впервые Маяковского, и первое признание все равно пришло здесь».
Евгения Аристова, директор
И тогда он попросил Владимира Маяковского выйти на сцену и немножко эпатировать публику, что он успешно сделал. Он вышел на сцену и прочитал свое знаменитое стихотворение „Вам!“ Там были несколько строк с ненормативной лексикой, услышав которую некоторые дамы — жены фармацевтов — просто падали в обморок».
Только часам к пяти утра в «Бродячей собаке» становилось тише. Огарки свечей, пустые бутылки, утренний кофе. Здесь оставались только самые стойкие гости и те, кто ждал утреннего поезда, — царскоселы Ахматова, Гумилёв.
Как потом напишет Анна Андреевна: «Да, я любила их — те сборища ночные…»