Только за последние годы в страны Европы экспортировали несколько тысяч российских электробусов. Но не только качество отечественных машин оценили за рубежом, пользуется спросом и экологичное топливо, которое производят в нашей стране.
В преддверии Дня города в Нижнем Новгороде открыли первый маршрут, по которому будут курсировать электробусы. Пока на линию вышли всего несколько машин, но в будущем власти планируют обновить электрокарами весь городской парк. Тем более что производят эти экологичные автомобили на российских предприятиях.
Пока «ГАЗели» на электротяге есть только в Нижнем Новгороде, и только в количестве двух штук. Но водители уверены: за ними будущее. Этим машинам нипочем плохие дороги, холодные зимы и черные вторники.
И если «электроГАЗели» для России пока редкость, то электробусы — уже давно не роскошь, а средство передвижения. Для Москвы, во всяком случае. Их производит одно из предприятий «КамАЗа». Из башкирского Нефтекамска в Москву присылают готовый салон на колесах, и уже в столице на небольшом заводе его дополняют электротяговым оборудованием и начинкой.
Рамиль Авхадиев, и. о. директора предприятия по производству электротранспорта: «Заявленное расстояние при полной зарядке, которое он может проехать, — это 80 километров. При условиях города
Российские машины на электротяге закупают и мегаполисы, причем не только отечественные. Тренд на так называемую зеленую энергетику породил спрос на экологичные виды общественного транспорта в Европе. Наши «электроГАЗели», например, были замечены даже в Швейцарии.
Вероника Никишина, генеральный директор АО «Российский экспортный центр»: «У нас есть передовые экспортеры, которые готовы быть мировыми лидерами в сфере поставок „зеленого“ товара, например, „КамАЗ“, который является крупнейшим в мире производителем электробусов. С 2012 года ЕС импортировал 5000 электробусов, при этом за последние два года было импортировано 75% из них».
Несмотря на то, что уровень развития «зеленой» энергетики в России эксперты оценивают как недостаточно высокий, нашу экологичную продукцию закупают во многих странах мира. Переход от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии привел к тому, что во всем мире стали ценить российскую березу.
Сергей Коркин, руководитель направления биопродуктов деревообрабатывающей компании: «Когда мы сжигаем брикет, практически не остается золы, потому что содержание брикета — это чистая береза».
Маленький топливный брикет может заменить охапку дров. При этом он действительно не оставляет золы и смол, не пачкает печь, а главное — имеет нулевой углеродный след, то есть выделяет парниковых газов ровно столько, сколько в свое время поглотила береза, из которой он и сделан. Несложно догадаться, что иностранные компании встают в очередь за таким топливом.
Сергей Коркин: «Вся наша продукция сейчас реализована, хотя сейчас лето. Мы поставляем в Данию, Великобританию, Финляндию, Норвегию — в общем, практически во всю Европу».
То, что рано или поздно большинству предприятий придется переходить на безопасный для атмосферы источник энергии, понимают все. Российские промышленные гиганты уже пользуются гидроэлектростанциями, а многие планируют переходить на солнечную и ветровую энергию. Ресурсов для этого хватит, говорят специалисты. Использовать солнечные панели можно даже на Крайнем Севере.
Дмитрий Сайкин, главный технолог компании по производству солнечных модулей: «При низкой температуре солнечные модули вырабатывают даже больше электроэнергии, чем при жарких условиях. То есть хорошее солнце и низкая температура — это наилучшие условия для работы модулей».
На заводе в Чувашии производят солнечные панели и модули. Еще одно направление — солнечные электростанции — их можно собрать всё из тех же модулей. А в перспективе — разработка еще одного проекта: фасадных панелей, который позволят жильцам экономить на электроэнергии за счет солнечных лучей и специальные двигатели для транспорта.