Сегодня в «Манеже» открылся «Петербург-2011». Ежегодную выставку современного искусства представят посетителям в 19-й раз. Живопись, скульптура, графика, фотография — всего около 500 работ. Эту традиционную экспозицию современного искусства называют своеобразным справочником того, что создали художники за один год.
Об изюминке нынешней выставки — корреспондент НТВ Андрей Курицын.
В пока еще немноголюдном фойе выставочного зала посетителей ждет скульптурная композиция из цикла «Страна моя Циклопия». Для тех, кто не без труда пережил долгие новогодние каникулы, все написано на безмятежном одноглазом лице Полифема Иванова.
Отец семейства по понятным причинам до сих пор пребывает в горизонтальном положении. Эта и другие скульптуры, например, деревянной Гламур-девицы Маруси с собачкой внушают экспертам оптимизм.
Лариса Скобкина, куратор выставки: «Уже года два, как можно с гордостью говорить о скульптуре. Потому что был период провала, когда казалось, что умирает скульптура нашего города. А, нет. Замечательные работы. В основном, конечно, художники из Озерков».
Но «Петербург-2011» — не только скульптура, еще графика и живопись. Все узнаваемые и злободневные прошлогодние мотивы. Заваленные снегом, непроезжие петербургские улицы. Вот экскаватор как символ архитектурной реставрации. Чтобы показать как можно больше работ, у каждого художника взяли по одной. Таким образом, сегодня в «Манеже» уместилось около 500 произведений искусства. И не только.
Изюминка «Петербурга-2011» — эта вставная выставка. Она располагается в центре зала за высоким забором, как блошиный рынок на Удельной. Но это, уверяют организаторы, вовсе не рынок, а, скорее, вариации на его тему.
Под звуки заезженной виниловой пластинки оркестра Поля Мориа можно увидеть то, что пили в 90-е и из чего пили еще раньше. Настоящий граненый стакан сейчас большая редкость. А подшивка «Крокодила» за 75-й и вовсе раритет. Все эти вещи с блошиного рынка на Удельной сегодня впервые попали в музей.
Джон Полищук, участник выставки: «И рынок, и искусство для меня это жизнь. Потому что, сколько я этим занимаюсь, лет 10 — 15, это каждая суббота и воскресенье. Не важно, с какими деньгами в кошельке».
Эта идея возникла еще накануне 300-летия Петербурга, когда закрылся крупнейший блошиный рынок на Сенной. Его еще прозвали «полем дураков». В Европе такие рынки вовсе не считают дурацкими. Только в Берлине их насчитывается полсотни. Когда петербургские социологи решили исследовать явление, ожидали увидеть этакий социальный институт для выживания бедных. В итоге на почве серьезного научного исследования выросли арт-проекты.
Олег Паченков, социолог: «Здесь, по крайней мере, десять сюжетов под названием „Блошиный рынок это“. Это не рынок, а музей. Многие называют его музеем под открытым небом. Это не рынок, это пространство ностальгии. Причем и то, и другое правда и для питерского, и для берлинского рынка».
А еще — место для общения и даже компьютерная игра. С помощью незамысловатой флеш-анимации можно понастальгировать и проверить свою интуицию: найти сходства и различия у петербургской и берлинской барахолок. Показывая блошиный рынок посреди «Манежа», организаторы «Петербурга-2011» уверяют: кажется, никогда еще современное искусство не было столь близко к народу.