Прикаспийские районы Дагестана оказались на грани экологической катастрофы. За последние несколько лет там обмелели большинство водоемов.
Местные жители винят во всём фермеров. Якобы те незаконно меняют русла рек, чтобы обеспечить свои хозяйства водой. Все это угрожает и местной фауне, в том числе краснокнижным животным и ценным породам рыб. Люди надеялись на артезианские источники, но насыщенную сероводородом жидкость, нельзя не то что пить, она даже для полива не годится.
Проблемы с питьевой водой начались несколько лет назад. Река Терек, главная водоносная артерия региона, по пути к морю перестала в достаточных объемах питать озера и водохранилища. Обмелели рыбоходные каналы, единственные источники пресной воды, рыба перестала заходить на нерест.
Прикаспийская часть Дагестана — это десятки озер, рыбоходных каналов, лагун и водохранилищ, где нереститься вся каспийская рыба, в том числе осетровые. У них потомственная память, самка откладывает икринки там, где появилась на свет. Все эти водные объекты можно назвать рыбным инкубатором Каспия, который сейчас оказался под угрозой существования.
Ситуацию экологи называют трагедией. Вода из Терека поступает только в период паводков. Даже небольшие лужицы привлекают животных на водопой. В таких местах краснокнижные звери — легкая добыча для браконьеров.
Спасти уникальные водоемы можно, если уровень воды поднять хотя бы на полтора метра. Главрыбвод России предлагает очистить от иловых отложений дно Гудийского протока, по расчетам специалистов, этой воды якобы хватит, чтобы запитать все озера и водохранилища. Впрочем, по мнению экологов, природе уже нанесен непоправимый ущерб, на восстановления уйдут десятилетия.