В самом долгом 238-м театральном сезоне Мариинского театра оказалось немало оригинального балета в оперных премьерных спектаклях. Корреспондент НТВ расскажет о танцах под арии и необычных профессиях солисте и хореографе балета в опере.
Чтобы точно воспроизвести характерные позы индийского танца, автор хореографии Александр Сергеев проходит их перед каждым спектаклем. В опере «Лакме» композитор Делиб предусмотрел балетный дивертисмент, но вот поставить храмовый танец задача еще та. По старой индийской легенде исход битвы с демонами зависит именно от мастерства танцовщицы. Для победы божества «бхаратнатьям» должен быть исполнен безукоризненно.
Александр Сергеев, солист балетной труппы Мариинского театра, хореограф: «Конечно, мы не можем воспроизвести „бхаратнатьям“ в том народном виде, который индусы танцуют с детства и всю жизнь совершенствуют свою технику. Но мы можем стилизовать — взять руки, ноги, движения тела. Поскольку у нас артисты универсальные. Это классика стилизованная, поэтому и мы тоже стилизуем».
Тем не менее, телодвижениям в арии с колокольчиками, по замыслу хореографа, придается сакральное значение. Самые высокие ноты исполнительнице партии Лакме помогают взять именно танцовщики, словно собирая энергию вокруг колоратурного сопрано.
У Евгения Кривошеина необычная должность — солист балета оперного состава Мариинского театра. В «Лакме» он индиец, половец в «Князе Игоре», тролль в «Кае и Герде». Все оперные партии танцовщик знает не потому, что женат на сопрано Гелене Гаскаровой, а потому, что в его работе важно слушать и музыку, и текст, отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Евгений Кривошеин, солист балета оперного состава Мариинского театра: «Мы должны следить не только за самим собой и своими коллегами. Но еще и за артистами, хором и солистами оперы. Потому что не всегда так бывает, что все ходят идеально по географии. Бывает, конечно, столкновение, но ты пытаешься не растеряться и обыграть этот момент. Чтобы эстетическая составляющая не пропадала во время спектакля».
Танцовщикам приходилось лавировать и под большим покрывалом. В сцене оргии в «Сказках Гофмана» балет появляется
Для того чтобы покорить Париж, Вагнер дописал сцену вакханалии. «У нас без балета нельзя», — сказали композитору театралы. Вставленная сцена спасла положение. Премьерный «Тангейзер» в Мариинском прошел всё же в дрезденской редакции, но артисты балета создавали атмосферу грота наслаждений. В современном оперном театре удалось примирить ценителей вокала и ценителей танца.