Все чаще у стеклодувов и огранщиков заказывают копии сервизов, из которых выпивали графы, князья и даже императоры.
В Пензенской области на стекольном заводе работа кипит при температуре 1200 градусов. Там создают копии хрустальных старинных сервизов, которые хранятся в лучших музеях мира.
Дизайн восстанавливают по фотографиям, а выдувают изделия по многовековым технологиям. Машинам хрупкое производство доверить невозможно.
Корреспондент НТВ Сергей Савин познакомился с потомственными мастерами.
Эта технология не меняется тысячелетиями. Стеклодув, печь, трубка, на конце которой —
А вот мастер берется уже за бокал из княжеской коллекции. Сначала выдувают так называемое пойло. Потом приделывают, точнее, прилепливают «ножку».
Как и 200 лет назад, выдувают хрусталь в деревянные формы. Они сделаны из березы, и предварительно их замачивают. Используют максимум на 50 изделий, потом выбрасывают и берут новую. Поэтому их сразу делают с запасом.
Чтобы из стеклянной болванки получить хрусталь голубых кровей, его необходимо обработать. Мастера смеются: на первых «царских» заказах дрожали руки. Здесь даже простой графин для воды потянет на половину зарплаты.
Игорь Свинкин, огранщик: «Первоначально, конечно, были
Игорь — потомственный огранщик. На никольских стекольных заводах предки работали еще 150 лет назад. Сейчас он даже раритетные экземпляры называет просто «вещь». Но признается: служебным положением не воспользовался ни разу, из рюмки графа Меньшикова или императорского бокала не выпивал.
Игорь Свинкин: «Я
За исключением электродвигателей, здесь все по старинке — руками. Огранка, шлифовка. Капля воды хрусталь точит, и он превращается в шедевр из Эрмитажа. Копия, зато какая! Затем роспись золотом, платиной и отделка серебром. Художники уверяют: больше 13 бокалов для шампанского за день не распишешь. Глаза не выдерживают нагрузки.
Посуду для императорского двора делали лучшие мастера не только России, но и Европы. Штангенциркуль, линейка, фотоаппарат. Дизайнеры штурмуют музеи, штудируют каталоги и описания. Простота исполнения — иллюзия. Каждый предмет — настоящая головоломка, разгадать которую потомкам удается далеко не всегда.
Артель из 45 мастеров тратит на один набор больше месяца времени и не одну тонну жидкого стекла. Графские замашки — это не только цена, хотя, например, сервиз фаворита Орлова стоит около 40 тысяч долларов, но и известные бытовые сложности — весит набор 90 килограммов и насчитывает около 200 предметов. Вот и попробуй — достать, расставить, а потом еще и помыть.