Рабочие аграрного предприятия в Свердловской области получали зарплату продуктовыми карточками, которые принимаются только в магазине при том же предприятии.
О том, что село Русская Тавра фактически перешло на свой способ расчетов стало известно после обращения местных жителей к генеральному прокурору. Рабочие сельхозпредприятия заявили, что их перевели на продуктовые карточки. Директор совхоза Владимир Айметов признался, что карточки придумал он и его команда, чтобы вытащить предприятие из долгов. И даже название у них звучное — урожайки. Использовать их можно поселковом магазине. Правда, курс не всегда выгодный: сдачу с карточки номиналом, например, тысяча рублей не сдадут, ведь это не деньги в привычном понимании.
Сам Айметов уверяет, что делали все для блага работников. А недовольных нововведениями — в основном, это уже бывшие сотрудники — он считает предателями и тунеядцами.
В ситуации после обращения к генпрокурору стали разбираться сотрудники уже областной прокуратуры. Они приехали в Русскую Тавру и встретились с местными жителями.
Марина Канатова, старший помощник прокурора: «Был подтвержден документально факт выдачи части заработной платы так называемыми урожайками. То есть фактически выдается продовольственная карточка на определенную сумму, которую работник может обналичить путем приобретения товара в местном магазине. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 131 Трудового кодекса выплата зарплаты возможна только в рублях».
По словам экономистов, ситуация уникальная: сельский магазин должен работать с живыми деньгами, они должны проходить через кассу, должны быть инкассация и отчетность. Но, судя по всему, введение карточек было не просто попыткой помочь предприятию, но и заработать.
После прокурорской проверки СК возбудил уголовное дело о невыплате зарплаты, а в село потянулись новые проверяющие. Известно, что часть долгов директор уже погасил и урожайки из оборота изъял. Но по словам самих сотрудников, тех, кто подписался под обращением к генпрокурору, к работе не допустили. И это, вероятно, тоже станет поводом для разбирательства.