В Афганистане, по мере вывода войск НАТО, усиливается кризисная ситуация, в которую вовлечены десятки тысяч местных жителей. Речь идет о тех, кто сотрудничал с иностранными военными в качестве переводчиков, водителей и администраторов. Их жизням угрожает опасность. Талибы (движение «Талибан» запрещенная в РФ террористическая организация) обещали расправиться с ними. В Европе и США пока лишь только рассматривают возможность предоставления этим афганцам убежища.
Сбывается наихудший сценарий — так многие военные эксперты оценивают обстановку в Афганистане. К середине июня талибы контролировали уже большую часть территории страны. Под исламистами уже 107 районов, официальное правительство удерживает порядка 90. Есть прогнозы, что после окончательного вывода натовского контингента из Афганистана, намеченного на сентябрь, Кабул продержится всего несколько месяцев.
Андрей Кошкин, военный политолог: «Великая опасность, даже сам президент Афганистана говорит о том, что он получит пулю, как только уйдут вооруженные силы НАТО и США».
В афганской столице — паника. Скорее всего, в случае реальной угрозы граждане других стран успеют эвакуироваться, а что делать афганцам, которые сотрудничали с НАТО или просто работали здесь переводчиками, шоферами, уборщиками?
Никита Мендкович, глава Евразийского аналитического клуба: «„Талибан“ воспринимает этих людей как предателей. Более того, еще во время войны были неоднократные акции по казни такого рода лиц. Естественно, после прихода к власти оппозиции ничего хорошего их не ждет. Эти люди, сотрудничавшие с США и НАТО, оказались преданными».
В зоне ответственности немецкого бундесвера были северные провинции Кундуз и Балх с опорной базой в
Кава Спартак, управляющий директор Ассоциации поддержки афганских беженцев в Берлине: «Вы должны понимать: как только вы начинаете работать с немецкими военными и с международным контингентом, многие в твоем районе, городе, селе, считают тебя предателем. Возможно, из зависти, потому что у тебя была работа. Но сейчас ты в большой беде. Войска уходят, талибы захватывают страну, твои соседи, которые называли тебя предателем, обязательно донесут „Талибану“ что ты работал на иностранцев».
Кава — последняя надежда таких афганцев. Многие обращались к немецкому правительству с просьбой об убежище. Говорили: талибы в случае победы устроят массовую резню. Но немецкие законы, весьма либеральные для всякого рода псевдобеженцев, ищущих в ФРГ дармового пособия, оказались суровыми для афганцев, попавших в настоящую беду. Вид на жительство положен только тем, кто сотрудничал с немецким правительством официально, по контракту, в течение последних двух лет минимум.
Кава Спартак: «Для „Талибана“ неважно, сколько ты работал на немецкое правительство: один день или 10 лет. И этим людям угрожают смертью уже сегодня. Они уже беженцы в своей стране, меняют свое местоположение постоянно, каждую неделю, каждый день, чтобы никто не знал где они живут. И они молят нас о помощи».
За 20 лет операции международной коалиции в Афганистане десятки тысяч местных жителей оказались втянуты в водоворот событий.
Никита Мендкович, глава Евразийского аналитического клуба: «Безусловно, те, кто с ними сотрудничал, оказываются в роли жертв. Они доверились США, полагали, что США смогут их защитить. Но нет, США сдает своих союзников в Афганистане и в регионе в целом».
Сейчас афганские официальные власти пытаются вести торг со своими западными покровителями. Те же немцы пока оформили вид на жительство примерно восьми сотням афганцев.
Андрей Кошкин: «Это большая волокита, они могут принять несколько тысяч. Великобритания берет три тысячи, США обещают помочь. А подушка безопасности, которую хотят афганцы — это