По случаю Дня памяти и скорби Минобороны России открыло на сайте ведомства специальный раздел «День, о который разбился блицкриг». Страницу посвятили героизму бойцов Красной армии в первые дни войны.
Уникальные документы от первого лица рассказывают о том, как это было. Интереснее любого учебника.
Виктория Каяева, главный документовед по работе со СМИ и общественностью Центрального архива Минобороны РФ: «Противник в 4 утра нарушил госграницу, бомбит Гродно. Имеется приписка от руки».
Документы уже давно не засекречены, просто добраться до них можно было, посетив архив лично, а с сегодняшнего дня материалы опубликованы. Например, план Генштаба сухопутных сил вермахта по подготовке нападения на Советский Союз, составленный еще в августе 1940 года, предтече плана Барбаросса, его основа.
Виктория Каяева: «В документе есть интересная фраза, которая характеризует отношение Германии к СССР. „Советский Союз не предоставит нам любезность в виде наступления“. То есть гитлеровцы уже тогда понимали, что Советский Союз нападать не собирается».
Есть и показания перебежчика, служившего в частях, переброшенных к нашим границам из Парижа. Он рассказал, что половина немецких солдат против войны, но есть приказ наступать.
Виктория Каяева: «Он показал, что немецкие части у границы окопы не копают, имея в виду переход в наступление».
О том, как на самом деле быстро реагировали советские военные на нападение, говорит строчка из журнала боевых действий штаба береговой обороны Любавской
Елена Федоренко, младший научный сотрудник Центрального архива Минобороны РФ: «Этот подвиг должна повторить Москва».
Повторила вся страна. И пусть в начале не на всех рубежах с обороной было так же хорошо, как у моряков, но воины, встретившие противника в те дни, дали стране такое нужное в тот момент время на эвакуацию промышленности и мобилизацию сил.
Как бы кто ни считал, но документы говорят, что блицкриг с самого начала не задался, решения принимались в реальном времени, буквально в минуты. Приказ номер два, 7:15 утра 22 июня, то есть второй с начала войны, подписанный руками Жукова и наркома обороны Тимошенко.
Михаил Мягков: «Здесь был приказ бомбить немецкие аэродромы, финнов не бомбить, румын не бомбить, а в конце уже приписка: Румынию бомбить, потому что румыны тоже перешли в наступление. Такой документ, даже по почерку видно, что все очень на нервах, все очень тревожно».
Шифротелеграмма в 4:15 утра о том, что противник начал обстрел района крепости Брест. Уже через три строчки короткая фраза: Брест горит.
Михаил Мягков: «Наверное, первое упоминание о Брестской крепости вот в этом документе. Уникальный документ, рукописный документ, который каждый человек, если хочет знать нашу историю, должен изучить».
Минобороны России публикует новый