Репортер «Итогов недели» пыталась понять, в чем состоит план Си Цзиньпина, по которому Китай может поставить президенту США шах и мат в политической игре.
Всего 20 лет назад центр Пекина был застроен старыми малоэтажными кварталами, больше похожими на городские трущобы. Сейчас там сплошь небоскребы, которых в Китае больше, чем в США и Японии вместе взятых. За считаные десятилетия из бедной аграрной республики Поднебесная превратилась во вторую экономику мира и третью страну по мощи военного потенциала. И то, как вырос Китай, стало сложно не замечать.
В 2010 году, когда в НАТО составляли стратегический план, о Китае не было ни слова. Страна, которая находится далеко за пределами географической зоны ответственности альянса, вообще не рассматривалась ни в качестве партнера, ни в качестве конкурента. Впервые вскользь о КНР военный блок упомянул в 2019 году. Поднебесную назвали страной, которая сулит «возможные вызовы». Спустя 18 месяцев эти вызовы станут «растущим влиянием Пекина», а Китай официально новой угрозой НАТО, впервые за 72 года существования альянса.
Боясь, что самая многочисленная армия мира станет еще и самой могущественной, Запад обвинил КНР в нежелании сокращать свои вооружения. В ответ китайское издание Global Times вышло с сенсационной публикацией, раскрывающей размер национального ядерного потенциала. Согласно инфографике, на вооружении армии страны находится порядка 350 ядерных боеголовок, что примерно в 20 раз ниже ядерного потенциала НАТО. Представительство КНР при Евросоюзе напоминает, что и оборонный бюджет стран альянса в 5 с половиной раз превышает китайский, и задается вопросом, кто после этого мировая угроза.
Громче остальных объединиться против Китая призывал Джо Байден. В
Эта «общая стратегия борьбы» далась нелегко. Насколько решительно следует критиковать Пекин, вызвало слишком много разногласий. В китайских СМИ встречу лидеров G7 изобразили пародией на «Тайную вечерю» — с тортом в форме китайской карты и небольшой машинкой, печатающей доллары из туалетной бумаги. На карикатуре под названием «Последняя G7»
Чем может обернуться малейший сбой в китайской инфраструктуре, мир увидел на примере провинции Гуандун.
Всю неделю Китай внимательно следил за европейским турне американского президента. Джо Байден занял чуть ли не все первые полосы газет. И главный вывод, которые сделали в Поднебесной, — мобилизовать Европу против КНР — основной торговой страны в экономике ЕС — американской администрации вряд ли удастся. Вступать в новый цикл холодной войны с Китаем в угоду США и себе в убыток европейцы явно не готовы.
В ответ на растущую военную мощь КНР в планах США — разместить в Тихом океане флот. На обеспечение технической конкурентоспособности с Поднебесной американский сенат одобрил выделить 250 миллиардов долларов. Китай уже опережает Запад в создании инфраструктуры информационных сетей 5G, он вытеснил Штаты из Африки, укрепляет влияние на Ближнем Востоке. А теперь еще и выходит в открытый космос со своей собственной орбитальной станции.
Космические амбиции Китая страны НАТО признали вызовом. Тем более, что решать внеземные задачи, в том числе строительство лунной станции, Поднебесная намерена вместе с Россией — тоже главной угрозой альянса. Руководство военного блока не скрывает, что вместе Москва и Пекин способны кардинально изменить расстановку сил на мировой арене. Несмотря на то, что
Ксения Некрасова