В Германии прекратило существование ведомство по работе с архивами Штази, теперь документы Министерства госбезопасности ГДР передадут в федеральный архив. Для самих немцев это не просто формальный шаг, для многих граждан страны исчезновение органа, на материалах которого готовились политические разоблачения, сродни завершению целой эпохи.
Специально созданное ведомство по работе с архивами Штази и его руководитель в ранге федерального уполномоченного — это, по мнению немцев, одно из главных завоеваний мирной революции в ГДР. После падения Берлинской стены, еще до объединения с ФРГ, гэдээровское министерство госбезопасности (сокращенно Штази) стало называться
После германского объединения по требованию восточных правозащитников был принят особый закон и создано отдельное независимое архивное ведомство, подотчетное лишь парламенту. В первое время в нем работали до 3 тысяч человек, сейчас только 1300, но все равно это больше, чем в федеральном архиве, куда вливается ведомство. Там всего 900 служащих.
То, что осталось от Штази, поражает. Полки с папками документов в длину достигают 111 километров, насчитывается почти 2 миллиона фотографий, 3 тысячи фильмов, 23 тысячи магнитофонных записей. Могло быть и больше. Перед штурмом неделями машинки для уничтожения бумаг (шредеры) и печи для сжигания работали на полную мощь, но справиться не могли. Тогда сотрудники стали рвать документы на клочки и помещали их в мешки для мусора. Таких мешков оказалось 16 тысяч, это 41 миллион страниц. Окончательно уничтожить их не успели, они до сих пор хранятся в таком виде.
Была поставлена задача восстановить документы с помощью сканеров и специальной компьютерной программы, но для этого надо вручную отбирать и складывать в пластиковые файлы отдельные кусочки, что очень тяжело и затратно. Подсчитано, что такими темпами на реконструкцию потребуется лет 600, ее приостановили.
Тем не менее
Шнур, которому прочили пост
Получить доступ к своему личному делу в Штази, если оно есть, может любой желающий или его родственники, причем бесплатно. Таких за 30 лет было порядка 3 миллионов. Можно получить информацию по запросам, касающимся проверки лиц, претендующих на занятие должностей в государственном и общественном секторе.
Архив Штази — это место для многих научных и журналистских исследований в читальных залах ведомства, имеющего на территории бывшей ГДР 12 филиалов. Сотрудник предоставит необходимые документы и даст дополнительную информацию при наличии требуемого обоснования и при уплате сбора в размере 76 евро.
После упразднения ведомства и его интеграции в федеральный архив такой порядок сохранится. Критики полагают, что ликвидация уникального учреждения, имеющего не только информационное, но и
Антон Фризен, депутат бундестага от партии «Альтернатива для Германии»: «Наша позиция однозначна: наша фракция выступает против этого изменения, потому что это изменение приводит к ухудшению. То есть раньше была возможность, например, проводить мероприятия на региональном уровне, как у меня в избирательном округе. Например, школьники могли принимать участие в разных мероприятиях и узнать больше о последствиях коммунистической диктатуры в ГДР. Сейчас этой возможности не будет».
Вальдемар Гердт, депутат бундестага от партии «Альтернатива для Германии»: «Мы не совсем довольны таким решением, потому что процесс обработки всех документов не завершен. Очень большой объем документов. Со временем это действительно должно уйти в архив. Прошлое есть прошлое. Отработали — молодцы, все, что смогли, сделали, а теперь давайте в будущее смотреть».
Действительно, ведомство по архивам Штази создавалось в свое время как революционный и политический орган. Завершается целая эпоха. По прошествии жизни целого поколения архивные разоблачения уже не играют своей прежней роли в обществе, но упразднение этого ведомства не означает прекращения изучения страницы немецкой истории, связанной с ГДР.
Вместо уполномоченного по архивам в Германии появится федеральный уполномоченный по делам жертв диктатуры СЕПГ — партии Хонеккера. И здесь без архивов Штази, где бы они ни находились, тоже не обойтись.