На равнозначном перекрестке не всегда очевидно, у кого из водителей преимущество.
Волгоградский водитель Андрей Ваньков был уверен в своей правоте, когда с маленькой улочки справа наперерез ему выскочила машина.
Андрей Ваньков, водитель: «Ехал по
Улица Лермонтова, по которой ехал Андрей, — одна из главных транспортных артерий Волгограда. Улица Четырех Связистов, откуда выехал оппонент, еще недавно была грунтовкой. Инспекторы сначала поддержали Андрея, но все изменилось, когда второй водитель оказался полицейским.
Андрей Ваньков: «В ходе дальнейших разбирательств его начальство пообщалось с сотрудниками ДПС, в итоге оказалось, что знаков нет, а у меня помеха справа. Приехали гаишники и говорят, что
На перекрестке знаков нет, потому что это не перекресток, а выезд с прилегающей территории, который перекрестком не считается. Инспекторы Андрея послушали, но решения не изменили.
Армен Оганесян, председатель волгоградского отделения движения «Автомобилистов России»: «Сотрудники ГИБДД кивали головой, говорили, да, все правильно, так и есть, но протокол оставляем без изменений, обращайтесь в суд».
Если примыкает грунтовка, значит, она второстепенная, на ней и надо уступать. В данном случае асфальт, перекресток равнозначных дорог.
Прилегающая территория — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств — дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное. Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими правилами. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Согласно правилам, уступить необходимо, если выезжаете с территории, прилегающей к дороге, и выезжаете на дорогу. В ГАИ противоречий не видят и предлагают пользоваться другим пунктом правил.
Антон Белан, старший инспектор по особым поручениям ГУОБДД МВД России: «Согласно пункту 13.13 ПДД, если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное мешают ему это сделать), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге».
Это правило, по мнению ГАИ, поможет не попасть в аварию, ведь проще притормозить и уступить, чем потом спорить. Но если столкновение уже случилось, придется разбираться, что считать выездом с прилегающей территории.
Сергей Радько, адвокат: «Если эта территория находится довольно далеко, к сожалению, в законе нет четких данных, то ли через 100 метров должна быть парковка, то ли через километр».
Только после обращения в администрацию Волгограда выяснилось, что Ваньков был прав, он ехал он по магистральной улице, к которой примыкала улица местного значения.
Армен Оганесян: «Администрация города Волгограда официально дала письмо, в котором четко прояснила, что категорийность дорог совсем различная, вышеуказанные дороги не могут быть равнозначными».
Андрей Ваньков проиграл несколько районных судов, но областной суд все же признал его невиновным в аварии.
Андрей Ваньков: «Я полгода судился и доказал свою невиновность. Вот так работают у нас органы».
Знаков приоритета на месте аварии
Максим Исаев, научный сотрудник ФКУ «Научный центр БДД МВД РФ»: «Если при выезде на пересечение проезжих частей водитель не может однозначно воспринять, на какой дороге он находится, то положения национального стандарта, определяющего правила применения дорожного знака „Уступи дорогу“, допускают установку данного знака в таких местах».
Что делать, если непонятно, выезд это с прилегающей или перекресток без знаков? Программа «Главная дорога» напоминает: не уверены — уступайте, а если знаете такие спорные места, не ленитесь и жалуйтесь на дорожников в местную администрацию.