Новогодний праздник в Северной столице финансируется из бюджета в последний раз. Корреспондент НТВ узнал у бывших председателей комитета по культуре, какие вопросы им приходилось решать на этом посту.
Петербург готов к новогодней ночи. Развлекательные программы будут на Малой Садовой улице, у Гостиного двора и на Малой Конюшенной. С 11 вечера и до 4 утра Петербург будут развлекать артисты со всего постсоветского пространства: от узбекской группы
Впервые в России на стрелке Васильевского острова представят высокие технологии XXI века.
Здесь будет не только новогодняя сказка, но и архитектурные строения разных стран мира, которые станут неотъемлемой частью городского пейзажа. Колонны Биржи превратятся в хвойный лес, мировой океан и бесконечный космос. Мимо пройдут парусники, пролетят космические корабли и пройдут караваны пустыни. Апофеозом торжеств станет лазерное и световое шоу с фейерверком в финале.
В последний раз праздник финансируется из городского бюджета. В этом году он обойдется в 109 миллионов рублей: 52 выделено на новогодние гуляния, а 57 — на организацию традиционных городских елок. Это последние траты города на Новый год по схеме субсидий, которые остались со времен Аллы Маниловой и Антона Губанкова.
Отныне за петербургские праздники будут платить бизнесмены. А отвечать за их проведение поручено Дмитрию Месхиеву, профессиональному киношнику. Именно его поставили на пост руководителя петербургской культуры. Теперь Месхиеву придется решать, в основном, финансовые вопросы.
Над какими проблемами думали предшественники нынешнего председателя Комитета по культуре
У комитета по культуре, куда теперь перебрался Дмитрий Месхиев, в ведении находится огромное количество учреждений культуры, но отнюдь не все, которые есть в городе. Так, например, в Петербурге сейчас работает 79 театров.
Но из них пять в федеральном подчинении, а еще 50
Это в
Владимир Яковлев, председатель комитета по культуре в 1993 — 2000 гг.: «Ничего не было. Даже в 1998 году, когда я занимался организацией похорон Николая II, в городе не нашлось девяти одинаковых похоронных автобусов и автобусов сопровождения. Из Нижнего Новгорода нам слали эти газельки. В городе не было таких машин. Так же, как и ковровой дорожки — от трапа самолета до этих газелек».
Те, кто сменит его, будут отмечать, что Яковлеву чудом удалось сохранить все детские художественные школы и не растерять кадры. Он сам говорит, что приоритетами были дети, памятники и библиотеки. Как ни странно, особое внимание библиотекам уделяли почти все руководители комитета.
Зоя Чалова, директор Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского: «Если вы сейчас спросите у директоров библиотек, которые собрались в соседнем помещении, ни слова слез, нытья вы не услышите. Это всех удивляет».
Период до незадолго до и после празднования
Евгений Колчин, председатель комитета по культуре в
Сегодня подавляющее большинство кинотеатров находятся в частных руках, только восемь — в ведении комитета. Развал киносети связывали с именем другого председателя Николая Бурова, но большинство закрытых в его время кинотеатров уже на самом деле не работали и до того. Нелестных отзывов кинематографистов удостоился в свое время и Антон Губанков, при котором принимали закон о том, что разрешение на съемки в городе нужно получать за 45 дней.
Юрий Мамин, режиссер: «Там была написана абсолютная глупость. Причем не советовались ни с кем из кинематографистов. Это было сделано келейно, внутри и носило, наверное, стяжательский характер. Это возможность
Режиссер Юрий Мамин уверен, что люди, которые стремятся к посту председателя комитета, ищут, прежде всего, комфорта и личных выгод. Николай Буров, который не стремился к должности, но все же занимал ее больше трех лет, не скрывает, что он жадный, но выгоды для себя не искал.
Николай Буров, председатель комитета по культуре в 2005 — 2008 гг.: «Я человек жадный. Мне жалко выбрасывать в воздух брызгами, совершенно чудным фейерверком, который длится даже полчаса. Наверное, надо выбрасывать, но каждый выстрел всегда отзывался: „Ой, рояль улетел! Ой, еще один рояль улетел!“ Жадный я человек в этом плане».
При Николае Бурове бюджет комитета увеличился в три раза. Он занялся решением хозяйственных проблем и реконструкцией старых зданий, но в то же время его правление запомнилось очень многим благодаря лозунгу «Буров, убей себя ап сцену», который появился после того, как глава комитета начал проводить в жизнь так называемый театральный эксперимент. В трех театрах, оставив бюджет, сократили десять процентов сотрудников, а с остальными заключили договоры.
Николай Буров, председатель комитета по культуре в 2005 — 2008 гг.: «Мне кажется, правильным был ход на то, чтобы выйти на понятие госзадания. То есть платить не потому, что ты существуешь, а платить за то, что ты
В театрах, впрочем, с ним спорили и продолжают спорить, говоря, что на голую ставку в
Иван Стависский, режиссер: «Если говорить о
Вопрос с театрами в городе — едва ли не самый болезненный. У очень многих уже известных трупп до сих пор нет своей площадки, а у комитета нет полномочий, чтобы помогать негосударственным театрам.
Евгений Журавин, заместитель директора театра «За Черной речкой»: «Мы практически не общались с комитетом по культуре. Несмотря на то, что когда был Буров, он очень хорошо относился к нашему театру. Он говорил: „Даже я при всех своих возможностях не могу вас сделать государственным театром“. Мы подавали документы и т.д. Нет денег».
Кто бы ни пришел на пост председателя, вопрос денег, похоже, будет оставаться главным. Должны ли учреждения культуры зарабатывать сами и до какой степени их нужно дотировать. Эта дискуссия становится с каждым годом все более актуальной, а, учитывая конфликт вокруг «Ленфильма», споры вряд ли утихнут и при новом руководителе комитета Дмитрии Месхиеве.