В Главном штабе и Зимнем дворце открылись сразу две выставки, посвященные 800-летию со дня рождения Александра Невского. В числе сотен уникальных памятников деревянный ковчег, в котором мощи благоверного князя прибыли в Петербург.
Экспозиция в Зимнем рассказывает о том, как создавалась легенда об отечественном победоносце. Древнерусский великий князь, перед смертью ставший монахом, по воле Петра Великого превратился в прекрасного рыцаря. Реальный же Александр Ярославич никаких лат, понятное дело, не носил. И в свободное от подвигов время вполне успевал жить нормальной земной княжеской жизнью.
Борис Зашляпин, научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: «Это свинцовые печати, которыми пользовался либо сам Александр Невский, либо его наместник. Ими запечатывались
В деревянном ковчеге, украшенном медными позолоченными пластинами, мощи благоверного князя были перевезены из Владимира в Петербург. На финальном отрезке пути Пётр I лично стоял за штурвалом галеры, которая везла покровителя его города. Сопровождал святые останки весь флот молодой столицы. Под пушечные выстрелы и звон колоколов.
Уже во времена Елизаветы Петровны драгоценной оправой для ковчега стал знаменитый серебряный надгробный комплекс. Уникальный ансамбль, который РПЦ очень хочет вернуть в лавру и воссоединить с мощами, в советские годы Эрмитаж, как выяснилось, спасал от полного уничтожения трижды. Два раза большевики хотели ювелирный шедевр переплавить: сначала срочно требовались деньги на помощь голодающим в Поволжье, потом на индустриализацию. В третий же раз серебряное сокровище пришлось защищать во время войны.
В героические