Репортер «Центрального телевидения» выяснил, действительно ли ученые и монахи доказали существование жизни после смерти.
Одна из главных загадок буддизма — тугдам. Это особая медитация, которой владеют единицы, которая предваряет смерть и, как верят монахи, продолжается даже после нее.
Прашант Маурия, тибетский монах: «Это практика высшего пилотажа. В таком состоянии монах может находиться более трех недель, он погружается все глубже и глубже в свое сознание, концентрируясь на нем, пока не покинет тело и не отправится в бесконечную Вселенную».
Тело при этом не разлагается. Оно просто лежит, а иногда даже сидит с остановившимся сердцем. Нет никакого запаха, кожа эластична, волосы не выпадают. Что об этом скажет патологоанатом с полувековым стажем?
Александр Талалаев, патологоанатом: «Не хочу выражаться
Но, похоже, монахи готовы поклясться самим Буддой: такие тела не бальзамировали.
Тензин Легтсок, буддистский монах: «Тело не разлагается, потому что в нем все еще остается сознание, а сознание — это энергия. Это такая физическая энергия, которая дает телу жизнь».
Иными словами, это не покойник, а, как уверяют буддисты, вполне себе живой человек. Возможно ли такое? Или есть
Галина Ершова — одна из первых российских ученых, которая изучала феномен посмертной медитации, когда в 2002 году в Бурятии подняли саркофаг
Галина Ершова: «Было зафиксировано его состояние. И были сделаны фотографии. На пальце руки и на ноге у него видна кровь. Не свернувшаяся».
Впрочем, является ли это доказательством бессмертия души?
Елена Леонтьева, сотрудник Института стран Востока, историк буддизма: «В буддизме о душе не говорится. Но буддизм зато говорит об уме».
Так удалось ли российским ученым найти хоть
Евгений Невзоров,
Елена впала в состояние, похожее на сон, меньше чем за минуту. Возникает вопрос: а насколько замедлять свой организм умеют самые просветленные?
Михаил Лебедев, профессор Центра нейробиологии и нейрореабилитации Сколтеха: «Вопрос способности человека уходить в
Есть ли жизнь после смерти, нет ли жизни после смерти — науке еще не известно, но, если монахи приблизились к разгадке секрета анабиоза, возможно, это шаг в сторону бессмертия?
Антон Чечулинский