Восемьдесят лет назад произошел один из самых загадочных и скандальных эпизодов Второй мировой. В мае 1941 года Рудольф Гесс, верный соратник Гитлера, которого в свое время называли нацистом №2, в одиночку совершил перелет в Великобританию, чтобы убедить англичан заключить мир с фашистской Германией. Миссия провалилась, британцы объявили Гесса военнопленным, а Гитлер был вынужден признать своего зама сумасшедшим.
У Шотландии есть две загадки, обе связаны с монстрами и рифмуются: есть ли чудовище в озере
Владимир Макаров, историк спецслужб: «Британцы опубликовали достаточно большое число документов из допросов Гесса, 20 тысяч листов. Но не все».
В Шотландии, к югу от Глазго, 10 мая 1941 года упал, израсходовав топливо, вражеский Messerschmitt Bf.110. Единственный человек на борту — Рудольф Гесс,
Владимир Макаров: «Авторы книги „Неизвестный Гесс“, бывшие сотрудники британских спецслужб, говорят, что Гесс полетел под личные гарантии короля Георга».
Гесс 12 миль не долетел до Дангавеля, имения лорда Гамильтона. Именно лорд, по мысли заместителя Гитлера, должен был вывести его на руководство Британии. В юбилейном материале BBC сегодня пишут о «ничего не подозревающем Гамильтоне». Лорд отрицал знакомство с Гессом, хотя они встречались по крайней мере на Олимпиаде в Мюнхене в 1936 году. В Англии были силы, которые не хотели с Гитлером войны.
Маттиас Уль, научный сотрудник Германского исторического института в Москве: «Другие политические силы думали, что нам надо договориться с Германией, нам эта война в принципе не очень нужна, мы можем найти общий выход, тем более у нас есть общий враг — это социалистический Советский Союз, он никому не нужен. Лучше было бы с большевиками бороться, чем вот мы тут друг друга убиваем»
Гамильтон от Гесса отказался. Вместо Букингемского дворца иди
Вторая бумага — рецепт успокоительного, прописанного местным военным врачом. Рецепт успокоительного не был знаком сочувствия или внимания: такое же лекарство здесь прописали пойманному нацистскому шпиону накануне казни.
После перелета из Баварии в Шотландию Гесс остаток жизни передвигался мало и под конвоем. Из Тауэра его перевели в тюрьму графства Суррей, в 1946 году — на Нюрнбергский трибунал, где он по большей части молчал и ссылался пробелы в памяти, оттуда — в берлинскую тюрьму Шпандау, где он 25 лет отказывался видеть близких, что породило слухи о двойнике. Домыслы возникли после его самоубийства в тюрьме в возрасте 93 лет.
Владимир Макаров, историк: «Загадочна смерть Гесса за несколько дней до освобождения из Шпандау. По некоторым данным, его прикончили сотрудники английской разведки».
В юбилей компрометирующего Британию падения Гесса с небес английская пресса повторяет: в Англии его не ждали, он либо действовал самостоятельно, либо сошел с ума. Версия о сумасшествии кажется странной: истинные арийцы характер должны были иметь нордический, выдержанный. Версия о том, что Гитлер не знал, что делает его правая рука, также кажется фантастической — самоуправство было несвойственно Третьему рейху.
Маттиас Уль: «Гесс, конечно, не один это решение принимал, Гитлер, конечно, был в курсе этой попытки договориться с Англией и окончательно потом уже напасть на Советский Союз».
Адъютант Гесса Карл Пинч в мае 1945 года попал под Дрезденом в советский плен. Историк Маттиас Уль обнаружил в архивах заявление Пинча советскому правительству. Пинч рассказал, что полет Гесса готовили лучшие инженеры и пилоты на протяжении 5 месяцев, что план был согласован с Гитлером, что Германия предлагала Англии оставить ей колонии в обмен на свободу действий на востоке.
Момент для переговоров казался удачным: Англия проигрывала войну, Гитлер не добивал, позволил англичанам эвакуировать свою армию из французского Дюнкерка после неудачной высадки.
Владимир Макаров: «Тот человек, который сломал хребет хитрой конструкции Гесса, был Уинстон Черчилль».
Гесс
Англичане же представляют Гесса человеком, в одиночку объявившим Англии мир. Он не выполнил задачу. Оставить СССР в этой войне без союзника благодаря твердой позиции Черчилля Гессу не удалось. Для Германии толк от его полета был такой же, как если бы он разбился и утонул в озере