На кадрах, запечатлевших начало давки, видно, что люди не сразу поняли, что происходит. Народ танцует, звучит музыка, и вдруг она резко обрывается и по громкой связи объявляют эвакуацию. Уже позже стало ясно, что обрушилась одна из трибун, на которой находились одновременно несколько тысяч человек.
Пострадавший: «Я почувствовал, что трибуна, на которой мы стояли, резко наклонилась. Она была влажная из-за жары, и люди просто начали соскальзывать и падать друг на друга. Минут десять я лежал и не мог пошевелиться. Это было ужасно. Кто-то кричал, кто-то умолял о помощи, говорил, что не может дышать. Я тоже кричал. Было страшно. Я понимал, что сам лежу на ком-то и эти люди уже мертвы».
Шимон Лави, полицейский: «Они упали с возвышения. Оказались просто придавлены друг другом. Стало сразу понятно, что пострадавших очень много. И наша главная задача была — спасать людей».
Но в результате сама эвакуация вызвала неразбериху и панику. Как говорят очевидцы, люди устремились к выходу, кто-то упал, это привело к давке. В результате погибших — несколько десятков. Пострадавших — больше сотни.
Очевидец: «Мы увидели, как кто-то упал, потом другой, людей буквально растаптывали. А когда нам все-таки удалось выбраться из толпы, вокруг уже было много скорых. Врачи пытались кого-то реанимировать, делали искусственное дыхание».
Судя по тому, что говорят сами врачи, прибыв на вызов, даже они не сразу поняли, что произошло.
Омри Гогра, фельдшер скорой помощи: «Нам сообщили о нескольких пострадавших, сначала мы даже подумали, что кому-то просто стало нехорошо из-за большого скопления людей и духоты. Но когда мы приехали сюда, я увидел десятки людей, которые лежали прямо на земле, десятки раненых. Они были все в крови, дети, взрослые… Очень тяжелое зрелище».
Когда на место трагедии приехал премьер-министр Беньямин Нетаньяху, недовольные попытались устроить потасовку. Одни были возмущены тем, что важнейший для иудеев религиозный праздник оказался сорван, другие выкрикивали обвинения, что не была обеспечена безопасность людей.
Религиозный праздник на горе Мерон, который ортодоксальные иудеи отмечают вскоре после еврейской Пасхи, стал первым официально разрешенным массовым мероприятием с момента ослабления ограничений из-за коронавируса. Традиционно отмечать приезжают семьями, с детьми. Для соблюдения социальной дистанции проход между трибунами в этот раз ограничили, что как раз и вызвало трудности во время эвакуации. Организаторы планировали мероприятие на несколько десятков тысяч человек, но пришли сотни тысяч. И чтобы не начались беспорядки, решили пустить всех.
19-летний Шахар Баранес говорит, это чудо, что он не погиб. Отделался легкими травмами.
Шахар Баранес, пострадавший: «На меня упали какие-то люди, и я не мог дышать. Было больно, а сверху еще кто-то наваливался. Я видел, как рядом со мной люди просто умирали. Становились синими. А у других были очень тяжелые травмы».
Возможно, после этой трагедии власти Израиля пересмотрят правила проведения подобных мероприятий. Кто-то и вовсе говорит, что гора Мерон не приспособлена для того, чтобы проводить массовые празднования. Ведь без пострадавших не обходится никогда. В 2018 году их было около 300, годом раньше — почти 600. Правда, тогда не было погибших. Сейчас их количество растет чуть ли не каждый час — минздрав Израиля постоянно обновляет данные.