Сегодня в России и в бывших советских республиках вспоминают одну из самых масштабных техногенных аварий в современной истории взрыв и пожар на четвертом блоке Чернобыльской АЭС. Это произошло ровно 35 лет назад. Основной причиной считают человеческий фактор. Он же стал определяющим при ликвидации последствий аварии. Работами занимались сотни тысяч человек, и они справились с задачей в рекордные сроки. С участниками тех событий встретился корреспондент НТВ Сергей Савин.
Свое спасение оператор четвертого энергоблока ЧАЭС Олег Генрих называет чудом. В момент взрыва он
Когда Олега стало выворачивать, он понял, что поймал запредельную дозу. Дальше скорая, больница и затяжной марафон в борьбе за жизнь. Вкус мази от ожогов отпечатался в памяти навсегда. Пораженное горло надо было обрабатывать, поэтому мазь пришлось есть. Из сотрудников АЭС, кто в тот момент был на смене в четвертом блоке, в живых осталось всего трое.
На риторический вопрос, что потерял в Чернобыле, Иван Витковский отвечает четко и развернуто: счастливую жизнь, работу, здоровье, 18 килограммов веса и волосы. Но сохранил оптимизм и чувство юмора, а также корочки пропусков на режимный объект.
Как и большинство жителей Припяти, аварию Иван проспал. Вывез их родственник, но через пару недель Иван — квалифицированный электрик — вернулся на станцию по собственному желанию — ликвидировать последствия. А дальше — гонки с радиацией по темным лабиринтам. Дозу, как правило, перебирали. Персональные датчики просто оставляли в шкафчиках. Ивана хватило на полгода. Потом лечение и инвалидность.
Сейчас у него чернобыльская повышенная пенсия, медаль, которую он стесняется носить, и два удостоверения.
Статья
Чернобыль: 9 историй из радиоактивной зоны